Техника - молодёжи 1977-09, страница 23

Техника - молодёжи 1977-09, страница 23

провинция Овернь, город Иссуар, бок о бок с заводами «Форжаль» и «Сежедюр», производящими более половины всех французских полуфабрикатов из легких сплавов.

Осенью 1970 года тогдашний председатель Всесоюзного экспортно-импортного объединения Станкоимпорт И. Маслов получил пакет из Парижа: французы интересовались возможностью закупки пресса усилием 65 тыс. тс. Он немедленно связался с заместителем директора ВНИИМЕТМАШа, профессором Б. Розановым — виднейшим специалистом в области тяжелого прессостроения, одним из создателей знаменитой семидесяти (так в кругу инженеров именуют прессы усилием 70 тыс. тс). С этого момента и началась история нового гиганта.

Двадцать лет спустя

Почти два десятка лет прошло с тех пор, как творческое взаимодействие конструкторских бригад и ученых ВНИИМЕТМАШа (тогда ЦКБ металлургического машиностроения ЦНИИТМАШа) и Ново-Краматорского машиностроительного завода (НКМЗ) дало жизнь семидесятке. И вот теперь новая встреча в Краматорске.

Каким быть прессу? Над этим одновременно думали и в Колпинском филиале ВНИИМЕТМАШа, что на Ижорском заводе, и в Свердловске, на «Уралмаше», имеющем В своем активе создание таких единственных в своем роде машин, как штамповочные прессы усилием 30 тыс. тс, трубопрофильные прессы усилием 20 тыс. и 12 тыс. тс... Словом, не было недостатка в остроумных и оригинальных предложениях, впитавших в себя огромный опыт последних двух десятилетий, ознаменовавших небывалый взлет отечественного тяжелого прессостроения.

Это было настоящее творческое соревнование конструкторской мысли, соревнование, в котором первенствовало совместное предложение НКМЗ и ВНИИМЕТМАШа. Но и «Уралмаш» и Ижорский завод участвовали в изготовлении пресса: делали заготовки для самых больших его деталей.

Станина «машины века»

Основная проблема создания самых сильных среди машин, как иногда называют сверхмощные прессы, — это изготовление их деталей, исполинские размеры которых должны обязательно сочетаться с высокой прочностью материала. Эти два качества зачастую оказываются взаимоисключающими. Конструктор в

принципе может начертить не один вариант машины. Сложность его работы заключается в том, что, «рисуя», он должен всегда мысленно вопрошать себя: а как сделать ту или иную деталь, не потеряв при этом «ни грамма прочности»?

В довоенные годы, когда усилие прессов не превышало 20 тыс. тс, их конструкция могла оставаться традиционной: цилиндрические колонны, литые поперечины, оснащенные для жесткости замысловатой системой ребер. Но уже у тридцатитысячного пресса только колонна имела в диаметре почти метр, а сам он по высоте был равен чуть ли не десятиэтажному дому. Промышленность оказалась бессильной сделать более мощный пресс в традиционной манере. Поэтому, проектируя семиде-сятку, конструкторы расчленили ее на множество элементов, которые сравнительно легко можно было получить прокаткой. Катаные пластины толщиной 200 мм из низколегированной стали соединялись в более крупные элементы с помощью электрошлаковой сварки, которая тогда только «вставала на ноги»; такая толщина изделий для нее по тем временам была предельной. То было огромным достижением, но специалисты жаждали большего. К моменту начала работы над французским прессом технологи уже имели в своем арсенале новый способ электрошлаковой сварки плавящимся мундштуком. Он был апробирован при изготовлении роторов сверхмощных турбин, где требовалось соединять большие сечения, то есть крупные массивы толщиной до 2 м, и не из простой углеродистой, хорошо свариваемой стали, а из легированной высокопрочной.

Новый способ сварки позволил делать базовые детали 65-тысячного пресса из поковок, причем из сталей, по свойствам приближающихся к роторным. И это было необходимо, поскольку удельное усилие в штампе нового пресса должно достичь 60—70 кгс/мм2.

Возьмем, к примеру, подвижную траверсу. Ее главная часть, передающая усилие пресса штампу, состоит из двух деталей. Каждую сваривали из шести поковок по 80 т* Сечение, по которому проходил шов, достигало 2X3,4 м — случай совершенно исключительный даже в практике тяжёлого машиностроения. Детали стягивались восемью шпиль-ками-колоннами диаметром по 500 мм.

Оригинально была сконструирована рама пресса (станина). Ее классическое решение, как мы уже говорили, — это цилиндрические колонны, соединенные резьбой с литыми верхней поперечиной и основанием. В семидесятке колонны уступили место стойкам, которые набраны из

ЗА СТРОКОЙ КОНСТИТУЦИИ -НАША ЖИЗНЬ

СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ПРОВОДИТ ЛЕНИНСКУЮ ПОЛИТИКУ МИРА, ВЫСТУПАЕТ ЗА УПРОЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НАРОДОВ И ШИРОКОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.

Из проекта Конституции СССР

отдельных пластин, стянутых шпильками. Поперечными деталями рамы стали ригели, составленные также из пластин. Последние входят в пазы между пластинами стоек и скреплены с ними шпильками, штифтами и специальными клиньями.

В новом прессе стойки тоже собраны из пластин, предварительно сваренных коротких участков, но ригелей как таковых нет. Каждую из пластин стойки выполнили в виде скобы. Концевые части двух приставленных скоб вполне заменяют ригель. Чтобы соединить сами стойки, в этих частях сделали вырез, куда вставили балку-шпонку, имеющую крестообразное сечение. Надо сказать, что с ее помощью конструкторы «убили двух зайцев»: замкнули раму и, перебросив балку между двумя рамами (составившими станину пресса), получили опору для центрального рабочего цилиндра.

Коль мы заговорили о рабочих цилиндрах, заметим, что в прессе их пять. Вспомним попутно, что в семидесятке их было двенадцать! А ведь усилие пресса, фактически составляющее 67 тыс. тс, всего в 1,04 раза меньше усилия семидесят-ки. Невольно возникает вопрос: как же удалось этого добиться? Во-первых, внутренний диаметр цилиндров увеличили с 1530 до 1650 мм, а во-вторых, — что, пожалуй, главное — давление рабочей жидкости подняли вдвое — 630 кгс/см2 вместо 320 кгс/см2. Да, не прошли даром два десятилетия для гидравликов: научились герметизировать объемистые цилиндры при весьма высоких давлениях!

Опять же сварщики помогли: сумели сварить цилиндры с наружным диаметром больше 2,5 м, с массой свыше 100 т из высокопрочной стали, имеющей предел текучести за 50 кгс/мм2.

Очень удобно было сделать именно пять цилиндров. И компоновался

21