Техника - молодёжи 1978-01, страница 47

Техника - молодёжи 1978-01, страница 47

В 1961 году создана дирекция объектов Приэльбрусья. Первым директором назначен А. Малеинов. Он навсегда переезжает из Москвы в Терскол.

Доскональное знание специфики района, окрестных гор и перевалов— вот что характерно для Малеинова. «Мы ходили в Сванетию на лыжах еще в 34-м году!» — говорит он и вспоминает, как в 41-м проводил через высокогорные перевалы эвакуацию населения, спасая людей от фашистов. Знакомство с зарубежной практикой строительства в горах, богатый жизненный и производственный опыт сделали Алексея Александровича Малеинова «нужным человеком на нужном месте». Он участвует в разработке конструкций гостиниц и канатных дорог; помогает прокладывать по ущелью первую ЛЭП так, чтобы нанести минимальный ущерб реликтовым лесам Баксана; добивается изменения проекта «Кругозора», предложив вариант сдвоенной тяговой станции, что дало большую экономию средств и времени.

лесов на монтаже металлической кровли на «Мире», мы предложили применить вместо лесов альпинистские лестницы и пояса. Нам было легко это сделать, потому что мы испытывали пояса на себе. Когда мы долбили скалу под фундамент «Мира» и на 12-метровой глубине наткнулись на вечный лед, мы также знали — решение проблемы зависит от нас, от нашей выдумки, нашей энергии. Но когда руководишь большой стройкой, то появляется слишком много факторов, которые от тебя не зависят. И это, поверьте, самое трудное.

Хамзат говорит об остром недостатке квалифицированных рабочих — их негде селить, а строить для них еще один дом почему-то не разрешают; о бракованной продукции, которую присылает для новой высотной гостиницы «Приэльбрусье» Нальчикский завод железобетонных изделий.

Одна за другой завершались новостройки. В 1973 году в Терско-ле был создан самостоятельный Эльбрусский совет по туризму и

гие тысячи людей. А это очень важно: ведь без канатных дорог и горнолыжного спорта Приэльбрусье теряет большую часть своей привлекательности.

Бросок к вершине

Ярко-красный вагой маятниковой пассажирской канатной дороги (МПКД) подхватил нас и мягко вознес на высоту 3 тыс. м. Пересадка на промежуточной станции с романтическим названием «Старый кругозор», и мы снова плывем над скалами Эльбруса, ощущая высоту лишь по «вате» в ушах да по «самолетной» панораме Кавказских гор. Сбоку, оглушая перестуком роликов, стремглав проплывает ажурная 50-метровая опора. Встреча с нею дает реальное ощущение скорости — каждую секунду мы на 6 м приближаемся к вершине.

Посреди кабины стоит начальник МПКД Зейгун Залиханов и, как заправский экскурсовод, дает пояснения.

Еще раз вслушиваюсь в основные

На снимках (слева направо):

Так выглядит верхняя эльбрусская станция МПКД «Мир».

«Иткол» — место отдыха горнолыжников.

Самый надежный помощник строителей Приэльбрусья — гусеничный тягач.

«Генератор идей» — так называют Малеинсва в Приэльбрусье. И его идеи материализуются при его же участии.

Хамзат Алчагиров, начальник СУ-9, и Матвей Залеев, главный инженер, показывают нам новые здания, дороги, коммуникации. Они знают, как трудно это все далось, они принимали непосредственное участие в строительстве почти всех этих объектов, прошли все этапы, побывали на всех высотах Приэльбрусья.

— Вам, наверное, легко руководить стройкой?

Хамзат смотрит на меня удивленно.

— Когда мы с Залеевым — он был тогда прорабом на маятниковой дороге — ломали голову, как избавиться от трудоемких и дорогих

экскурсиям. Председателем назначен Н. Безиров. Широкие полномочия у совета: эксплуатация и ремонт всех сооружений комплекса, перспективное планирование, надзор за капитальным строительством, снабжение, сервис, кадры, туристско-спор-тивная работа... И всюду на первом плане люди. И всюду — подспудно, но неотвратимо — экономика.

Отличным специалистом, грамотным руководителем за эти годы проявил себя директор канатных дорог Чегета Хабибулах Курданов. Под его руководством осуществлен без остановки капитальный ремонт однокресельной и парнокресельной канаток, усовершенствованы многие технические узлы, улучшена автоматика. Благодаря четкой работе канатчиков перевезены сверх плана мно-

характеристики маятниковой дороги: она состоит из двух отрезков — один 1900 м до «Старого кругозора», другой 1800 м до станции «Мир». На каждом по принципу маятника (или челнока) навстречу друг к другу курсируют два вагона, вмещающие по 25 человек. За 15 imhh, включая пересадку, вы преодолеваете перепад высоты в 1200 м и оказываетесь на южном склоне Эльбруса, у самой границы вечных льдов, на высоте 3500 м. Дорога открывает доступ к заповедным снежным полям Эльбруса, к многокилометровым горнолыжным трассам, на которых можно кататься круглый год.

— Интересно, сколько тут метров под нами?

Зейтун бросает в окно оценивающий взгляд:

45