Техника - молодёжи 1978-04, страница 22АЗБУКА КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ ВАЛЕНТИН КИРСАНОВ, судья республиканской категории, наш спец. корр. В 1980 году наша страна встретит тысячи спортсменов, судей и туристов, приехавших на Олимпийские игры. Естественно, подготовка к Олимпиаде уже началась. В Москве, Киеве, Ленинграде и Таллине строятся новые спортивные и туристские комплексы, учатся переводчики, составляются памятные альбомы, необходимые справочники, разговорники, разрабатываются проекты праздничного оформления городов. Визуальные средства общения — плакаты, лозунги, художественные панно, фотографии, пиктограммы — всегда играли важную роль на международных мероприятиях вроде Олимпиады. В короткой точек зрения: с художественной, узнавательной, зрительно-действенной, масштабной —- и не только оттого, что сами олимпиады стали масштабнее, иными стали участники игр да и зрители. К примеру, на последних олимпиадах сфера влияния пиктограмм распространялась и на культурные мероприятия и на сервис. Организация Олимпиады должна быть предельно четкой. Любая накладка снижает значимость всего форума. Тут важно все: и художественное оформление улиц и стадионов, и художественное оформление входных билетов и пропусков. И пиктограмма обязана быть всюду на глазах участников, судей, гостей, помогая им ориентироваться в происходящих событиях. Пикто грамма обязана не только ёыть по- 999
статье трудно рассказать обо всех средствах визуального общения. Поговорим о пиктограммах. Что такое пиктограмма? В двух словах — йисьмо в рисунках. Точнее, знаки и их сочетания, которые рассказывают о том, что, где и когда происходит, чему служит тот или иной предмет, помещение и т. д. Значит, пиктограмма понятна каждому. Вспомните дорожные знаки. Это тоже пиктограмма, относящаяся к движению на улицах и дорогах и ограниченная двумя понятиями: «можно» — «нельзя». Увидев на улице «кирпич» — красный круг с желтым прямоугольником, — мы уже не удивляемся on тствию на :ей автомобилей: здесь проезд запрещен. Коротко, ясно и эффективно. По аналогичному принципу составлялись пиктограммы и для олимпиад, причем их непрерывно приходилось совершенствовать со всех главе с О. Айхером основательно изучили спорт и спортсменов. Они максимально точно использовали пиктограммы в самых разных видах об луживания. Пожалуй, в системе Айхера почти иет недостатков, ее единодушно признали самой удачной за всю историю игр... Но почему же тогда мы решили создать свою пиктограмму для торжества в Москве? Прежде всего потому, что игры в Москве обеспечивалт я советской индустрией. Значит, и пиктограмме дано быть нашей. Вторая причина, как мне кажет ся, — влияние моды Дело не в том что мюнхенская пиктограмм устарела, хотя это легко объяснимо: людям быстро надоедает нечто привычное. В марте прошлого года у мра- нятной каждому, броской, «читабельной», но и предельно лаконичной. Свести эти требования воедино не так-то просто. Максимум выразительности при минимуме изобразительных средств — вот она, нелегкая задача художника. Утверждают, что на олимпиадах были всего три удачные пиктограммы. Первая появилась на Токийской олимпиаде в 1964 году. Ее характерная черта — стилизованные человеческие фигурки. На Мексиканской олимпиаде в основе пиктограмм находились детали силуэта спортсмена вкупе с его инвентарем. Но четкой системы не было — то изображался спортивный снаряд с частью фигуры человека, то силуэт руки или ноги спортсмена в определенном положении. Пиктограмма Мюнхенских игр 1972 года оказалась предельно систематизированной — ее авторы во морного подъезда здания Оргкомитета Московской олимпиады появился невысокий молодой человек. Это был выпускник Ленинградского высшего художественно промышленного училища имени Мухиной Николай Белков, а на щнте, ринссен ном им, находились изображения значков и символов пяти видов спорта, входящих в современное пятибор] . Срочно созвали «консилиум». Компетентные мужи внимательно изучили пиктограмму Бел-кова, сравнили ее с токийс сой, Мексиканской и мюнхенской и призадумались: вроде бы все так и в то же время иначе. Свежо. Индивидуально. Ознакомившись же с систе мой знаков, восприняв их эстетиче ские достоинст а, консультанты решили — этой пиктограмме быть! Так Николай Белков получил задание : создать пиктограмму не толь 20
|