Техника - молодёжи 1978-08, страница 62

Техника - молодёжи 1978-08, страница 62

АЛЕКСАНДР ЛАДОЖЦЕВ,

инженер

МОРСКОГО

ГИБЕЛЬ ИСТРЕБИТЕЛЯ

5 декабря 1916 года в Бакинской школе морской авиации день начинался как обычно. С утра низшие чнны, механики и мотористы хлопотали иа гидроопуоках, готовя к вылету «пятаки» и «девитки» — летающие лодки М-5 и М-9 конструкции Д. Григоровича. В тншине раздавались лйшь слова команд да изредка рокотали авиационные моторы.

Недалеко от гидроспусков возвышались два ящика — упаковки самолетов М-9. Один, с заделанной внутрь бензоцистерной, служил емкостью для бензина, который в случае пожара с помощью нехитрого приспособления сбрасывался в воду. Назначение другого ящнка было более ответственное: к нему приделаны трапы с поручнями, и возле него установлена самая настоящая корабельная мачта, оснащенная всеми положенными фалами. Наверху стояла дальномерная труба — это место руководителя полетав и дежурного офицера. Именно отсюда отдавались команды, приводившие в движение весь личный состав школы.

Пришло время, на воду спустили первую летающую лодку, и начались обычные учебные полеты.

К полудню все самолеты вновь были спрятаны в ангары, но суета на территории школы увеличилась. На вышку забралось почти все руководство школы, среди них стояли одетые в гражданское представители

городских властей. Личный состав школы и многочисленные гостн собрались у гндроспусков. Предстоял второй испытательный полет морского истребителя конструкции Евгения Робертовича Энгельса. Лететь на нем должен был сам конструктор.

Небольшого роста, щеголеватый штабс-капитан Энгельс и несколько техников возились около необычной летающей лодки. Прежде всего это был моиоплаи — весьма редкая в то время конструкция. Концы крыльев типа «парасоль» грациозно загибались вниз и заканчивались поплавками. Лодка была легкой, ажурной и отличалась от машин своего класса совершенством аэродинамических форм.

Приготовления закончились, и Энгельс занял место в гаргроте истребителя. Руководитель полета, старший лейтенант Грузинов, отдал команду, и машину иа перекатном шасси медленно опустили на воду.

Абсолютное отсутствие ветра вы зывало беспокойство как у начальства, так и у друзей пилота. Если поверхность воды неподвижна, с воз духа очень трудно определить расстояние до нее, и ошибка пилота при посадке может привести к трагедии.

Все нетерпеливо смотрели на вышку — копда же? И вот пополз вверх флаг «добро» и позывные лодки ЕЭ. Одновременно па лодке Энгельса ровно, без перебоев и сту

ка, загудел стосильный «Гном ману-спап». Присутствующие вооружн лись биноклями и подзорными трубами, кое-кто взглянул на секундомеры: испытания нового морского истребителя начались.

Взлет 'машины был идеальным Гидросамолет плавно набрал высоту 600 м, и здесь, по свидетель ству очевидцёв, произошло следующее: « в воздухе сломался задний лонжерон правого крыла по отверстиям облегчения его в стенках, и произошел обрыв заднего верхнего троса перекашивания, который в по лете провисал, вибрировал и затем намотался на винт». После этого машина перешла в крутое пикирование и ударилась о воду. Обломки гидросамолета были выловлены сразу, но тело пилота удалось найти лишь через полторы недели после усиленных поисков.

Смерть штабс-капитана Энгельса была ощутимой потерей для школы Евгений Робертович был одним нэ образованнейших людей своего времени. Он закончил Политехнический институт и Артиллерийскую акаде мню. Впервые с авиацией соприкоснулся в 1912 году во Франции, где и закончил авиационную школу. В 1915 голу прошел курс обучения на звание военного летчика в Сева стопольской авиационной школе. Тог да же, в Севастополе, Энгельс спроектировал и построил сухопут

60

*