Техника - молодёжи 1978-09, страница 23мрачного челна «психопомпа» древних греков Харона до вполне реальных ладей, в которых северные моря принимали умерших викин гов или славянские погребальные костры скончавшихся князей, можно проследить эту стойкую ритуальную традицию. С трепетом, потому что реальная угроза для жизни была всегда велика, люди отправлялись в неведомый, «неземной» путь. Чудес ное звало их. Первыми мореходами одновременно владели чувства радости и страха. Недаром греческая легенда утверждает, что парус изобрел тот самый Дедал, что смастерил крылья. Плавание в грозной морской стихии было сродни полету. Рисунок-фантазия В. Смирнова «Атлантида» (внизу), может быть, и с излишней гротескностью передает древние, слившиеся в единый фантастический образ представления об ост рове чудес, лежащем где-то на пол пути из земного моря в «запредельное»... Немногие дерзали отправиться на поиски. Неудивительно, что покорители морей становились героями народных легенд и предаиий: финикиец Ганнон, обогнувший Африку при фараоне Нехо II в VI веке до н. э.. грек Пифей из Массилии спустя два столетия устремившийся к таинственному острову Туле на крайнем севере Атлантики, и другие Важно и встречное явление: превращение персонажей древних мифов в мореплавателей. Наиболее любимые герои ранних эллинских сказаний приняли участие в плавании на ко рабле «Арго» за волшебным золо тым руном Но ни аргонавты, ни странствующий по свету Одиссей не стремились к корыстному обогащению, они были настоящими рыцарями древности. Море не допускало ничего приниженно «земного» в намерениях людей. На корабль не всходили не достойные, во время плавания вся команда единодушно принимала обет суровой, почти монашеской жизни И море покорялось тем, кто сумел покорить свою собственную природу. Шли века. Появлялись новые, более совершенные и безопасные типы судов, такие, как финикийская галера и множество греческих н римских ее разновидностей. Плавание становилось все более привычным занятием, пока не превратилось в профессию С корабельных штевней и парусов исчезли сакральные символы, их место заняли суеверные изображения духов — покровителей судна либо украшения в вид£ рыб, нереид и т. п. Изящная и стремительная греческая триера, в очертаниях которой угадывались формы почитаемого всеми морскими народами дельфина, стала самым грозным оружием на водах, когда добродушный дельфиний нос превратился в окованный металлом смертоносный таран. В рисунке «Античный флот» (стр. 19) художником воспроиз ведена эпоха, в которую осуществилось окончательное превращение древней «средины земной», Средиземного моря, соединившего на своих берегах 20 народов, в грозное «Маре романум» — оплот римского всемирного могущества... Южная Италия III века до н. э. В бухту одного из богатых торговых городов возвра щается военный флот республики. Огромный даже по современным понятиям флагманский корабль медлен но рассекает волнующуюся поверх ность залива. Тяжелые дубовые весла со свинцовыми противовесами с трудом поддаются совместным усилиям многих гребцов. Чудовищных размеров носовой акростоль загнут наподобие восточной сандалии, а корма взметнулась, словно гигантский рыбий хвост Кораблестроители вовсе не заботились о мореходных качест вах этой «плавучей крепости», весь облик которой должен был произво дить устрашающее впечатление на противника. Профиль резной головы «успокоительницы моря» Венеры, нависающий над пучеглазой рыбой-тараном, жесток и неумолим, как того и требовало повсеместно утверждаемое римлянами право сильного Корабельная колонна, увенчанная статуей Нептуна, и восемь башен, предназначенных для осады приморских городов, усиливают ощущение пом г I
|