Техника - молодёжи 1978-09, страница 24пезности и дикой мощи. Может быть, это знаменитая тессаконтера «Си-ракузня», построенная на Сицилии с участием Архимеда, или не менее известная на просторах Средиземноморья «Александрия»? Рядом —легкие безмачтовые униремы, в которых закованные гребцы под звуки барабана надсмотрщика устало взмахивают веслами. Весь береговой холм плотно застроен храмами, дворцами знати и портовыми сооружениями, бесчисленные колонны в честь богов, героев и памятных событий тянутся к потухающему небу. Позолота скульптур ловит призрачные отсветы уходящего дня... Неверно думать, будто история это мертвый слепок с живой жизни, неповторимые краскн которой время ; акрашивает черным цветом небытия. Человек носит в себе дар, который позволяет ему не только «вызвать к жизни» свое будущее, но ш оживить свое прошлое. Такого человека называют художником. Его усилия помогают иам воспринимать действительность в полноте всех ее времен. Погружая «зонд» своего искусства в глубины исторических эпох, художник стремится передать лишь «общий дух» минувшего события, понимая, что детальными комментариями к его произведению послужат данные летописей, хроник, исторических исследований. Вглядимся в картину «Александрия египетская» (вверху). ...Стремительные сумерки южной ночи легли на воды залива. На рейде замерли корабли, и в этот момент высоко в небе вспыхнул, все сильнее разгораясь, свет с вершины огромного столпа на островке Фарос. Пламя от сухих пальмовых ветвей, сфокусированное вогнутыми отражателями из полированного гранита, побеждая тьму и затмевая сияние луны, рассеялось на десятки километров вокруг. В числе семи знаменитейших сооружений древ ности Фаросский маяк недаром был назван чудом света. В III веке до н. э. зодчий Состратус из города Кни-да, проявив чудеса строительного искусства, без металлического каркаса и современных приспособлений выстроил беломраморный маяк высотой около 150 м, простоявший более тысячи лет. Призывный фаросский свет приводил к берегу, уберегал многочисленных морских странников. Но и сам город Александра Великого был поистине великим городом. Основанный в 332 году до н. э., через три столетия он насчитывал около 1,5 млн. жителей. Художник изобразил Александрию в период ее расцвета. Расположенный на холме городской центр — это «Брухейон». Он обнесен стеной, за которой располагаются резиденция Птолемеев, храм Посейдона, усыпальница Александра Македонского, театр и, наконец, прославившийся на века Мусенон. Этот основанный Птолемеями крупнейший центр образованности н культуры своего времени стал прообразом современных университетов и академгородков. Его библиотека была одной нз самых крупных в исторнн и насчитывала, по мнению исследователей, до 700 тыс. свитков. В его стенах жили и работали многие крупные ученые, поэты и философы своего времени: Эвклнд, Эратосфен, Феокрнт, Филон, Плотин. Чуть поодаль, но уже в другой части города возвышается храм Сераписа, особо почитаемого в Александрии божества, в котором слились черты многих религиозных культов — Осириса египтян. Зевса и Асклепия греков, почитаемого римлянами Плутона. К ночи умолкает шум гигантского базара Эмпорнума, гаснут огни жилых кварталов из трех- н пятиэтажных домов, населенных разноязычными обитателями со всего Средиземноморья. Но не сюда, а во дворцы крупнейших патрициев и негоциантов сте каются огромные богатства из всех известных стран. К началу новой эры гиет александрийской аристократии, жившей в невообразимой роскоши, достиг крайних пределов. Неудивительно, что именно здесь, на улицах, в гимнасиях, театрах и дворцах Александрии, стала впервые ощущаться близость заката всего античного мира и его культуры. Эллин-ство, лишенное героизма и подлинной глубины, выродилось в эпикурейский эллинизм, в духовное потребитель ство. Античная культура была пышно, с чисто восточными почестями похоронена в его недрах. Народные массы стремились к новым идеалам и новой, свободной жизни. В IV—V веках окончательно пали устои, на которых держалась система физического и духовного рабства. Тысячелетиями в море, как в живом зеркале, отражались события различных исторических эпох. Лишь ухо поэта может теперь различить в шуме его волн голоса людей, звуки военных труб и торжественных гимнов. Но море помнит все... Вечный прибой, словно обрывки воспоминаний, выносит на берег свидетельства огромного и трудного пути, пройденного человечеством. Море мысли плещется, ударяя в скрытые за линией горизонта неведомые берега. Отсвет будущего лежит иа его волнах. Пусть творчество начинающего художника Владимира Смирнова поможет нам вслед за признанными мастерами искусства, поэтами и учеными взглянуть туда, где сходится океан знаний с «терра инкогннта» — областью непознанного. И, следуя заветам первых мореплавателей, снарядить для странствия в поисках Истины свой отважный корабль. ВАЛЕРИИ КЛЕНОВ, искусствовед 21 |