Техника - молодёжи 1979-05, страница 46

Техника - молодёжи 1979-05, страница 46

мандованием Александра Маринес-ко за один поход пустила на дно первоклассные гитлеровские лайнеры «Вильгельм Густлов» (25 тыс. т) и «Генерал Штойбен» (14,6 тыс. т), на которых погибло до десяти тысяч военнослужащих вермахта, в том числе почти 70 экипажей для субмарин! Думается, что сохраненная С-13 принесла бы куда больше пользы, чем полученный от ее разделки металл.

Но совершенного, к сожалению, не воротишь. И нам пора сделать так, чтобы судьбы отслуживших кораблей решал не план сбора «вторсырья», а здравый смысл. Одуматься еще не поздно: на плаву краснознаменная субмарина К-21, на боевом счету которой 17 потопленных кораблей, не уничтожен и последний из «декабристов» — Д-2, единственный представитель первенцев советского подводного судостроения.

Когда идешь по какому-то городу, невольно задерживаешь взгляд на домах с надписями: «Памятник архитектуры. Охраняется государством». Думается, что в отношении кораблей давно пора бы ввести аналогичный порядок.

Говоря по совести, мы, моряки, просто завидуем автомобилистам, когда те устраивают парады своих ветеранов, — мы ничего подобного организовать, к сожалению, не можем. Завидуем мы и ленинградским трамвайщикам, которые, несмотря на блокаду и всякого рода нововведения, сохранили почти все образцы своего транспорта — от конки до бесшумных лимузинов.

Вот и возращаюсь я к мечте Филиппа Константинова о Гавани знаменитых кораблей, которой пока еще почему-то нет в нашей великой морской державе.

Не скрою, ее создание повлечет определенные, что скрывать, немалые материальные затраты, предстоит преодолегь всяческие трудности, но благородные цели оправдают это.

По нашему мнению, решая сей вопрос, стоит объединить усилия Военно-Морского Флота, министерств морского флота, рыбной и судостроительной промышленности. При оборудовании почетных стоянок кораблей-памятников стоит смело использовать труд добровольцев, как это было на С-56. Думается, моряки-ветераны и рабочие, создавшие когда-то корабли, и комсомольцы сочтут за честь поработать на реставрации «своих» судов.

К несчастью, мы безвозвратно потеряли немало исторических кораблей и судов. Но многие корабли-ветераны еще целы, и за дело государственного значения — их сбережение — нужно немедленно браться всем нам!

2. КОРАБЛИ НЕ ДОЛЖНЫ УМИРАТЬ!

ВИКТОР БАКАЕВ, председатель Бюро секции истории транспорта СНОИФЕТ Академии наук СССР, доктор технических наук

В Ленинграде, на Неве, стоит легендарный крейсер «Аврора», участник Великой Октябрьской социалистической революции. Этот корабль как символ начала коммунистической эры в истории человечества будет сохраняться тысячелетия. Но у нас были и другие героические корабли, которые, к сожалению, безвозвратно потеряны. Поэтому мне хочется рассказать, какие же корабли нужно сберегать и почему.

Великий Жюль Берн в книге «Путешествия и приключения капитана Гаттераса» писал о том, как замечательно следить за кораблем, «его борьбой с океаном и бурями во время его отважных странствий, когда корабль предстанет в фантастическом образе». Именно такими легендарными предстают в нашем воображении и конкретные суда, команды которых творили чудеса героизма в борьбе со стихией, врагами.

Я приведу лишь несколько примеров тому: это шлюпы «Восток» и «Мирный», открывавшие Антарктиду; «А. Сибиряков», начавший новую эпоху мореплавания в Ледовитом ок^дне, а потом, в 1942 году, повторивший подвиг «Варяга»; ледокол «Ермак», прославившийся в арктических операциях, и его современник ледокольный пароход «Г. Седов»... Все они заслуженно числятся в большом списке Истории нашего флота. Но, как и у людей, приходит срок, и корабль уходит из жизни.

Однако есть корабли, которые заслуживают лучшей доли, нежели превращение в груды металлолома.

Был я в Петропавловске-на-Кам-чатке. Порт жил и работал днем и ночью, непрерывно уходили и приходили корабли. И только один из них казался равнодушным ко всему. Он медленно, на буксире, покинул порт и ушел в Авачинскую губу, там его притопили, посадив на грунт. Произошло это 5 ноября

1953 года. Так закончилось последнее плавание «Теодора Нетте». А началась его история 23 июля 1912 года на Невском судостроительном заводе, где состоялся спуск на воду парохода * Тверь», построенного для Добровольного флота. Весной 1913 года «Тверь» прибыла на Тихий океан, приписали ее к порту Владивосток. «Тверь» проработала под первым именем до февраля 1926 года, затем правление Совторгфлота переименовало ее в «Теодор Нетте». В тридцатые годы «Теодор Нетте» передали в Военно-Морской Флот и переоборудовали в минный заградитель. С 1934 года до «отставки» в 1953 году старый пароход нес службу, защищая дальневосточные рубежи нашей страны. А через полвека на Балтийском судостроительном заводе построили новый «Теодор Нетте» — лесовоз. Прав был ленинградский поэт

A. Ромашкевич: «Что значит «человек-пароход»? Поэт сказал в своей последней строчке, что это тот, кто в вечности живет, кто смерть встречая, не поставит точки». А точку иной раз ставить приходится. Первым советским кораблем, который отправился 10 ноября .1918 года в заграничное плавание из Петрограда, был «Федерация».

B. И. Ленин лично придавал большое значение этому первому рейсу в Европу, советский полпред в Скандинавии В. В. Боровский лично докладывал В. И. Ленину об этом рейсе, имевшем огромное политическое значение. К сожалению, сейчас в нашем морском флоте нет судна с названием «Федерация», а жаль...

Нельзя не вспомнить и ледокол «Красин», который совершил множество походов в Ледовитом океане. В 1928 году «Красин» стал известен всему миру, когда спас 7 из 16 членов экипажа дирижабля «Италия», потерпевшего аварию севернее Шпицбергена, и в том же рейсе выручил из беды немецкий туристский корабль «Монте-Серван-тес». В 1934 году «Красин» перевели на Дальний Восток. 120 закаленных, знающих морское дело комсомольцев-добровольцев во главе с комсоргом ЦК ВЛКСМ Виталием Мещериным стали членами его экипажа. Впоследствии из комсомольской команды вышло 11 капитанов, 20 инженеров и механиков морского флота!

Заслуги моряков «Красина» отмечены 300 орденами и медалями СССР, трое из них удостоены звания Героя Советского Союза, а «Красин»... сдан на слом! 'Хорошо хоть, что историческое название передали новому ледоколу.

В 1936 году испанский крейсер «Канариас» остановил в Средиземном море теплоход «Комсомол».

44