Техника - молодёжи 1979-05, страница 48

Техника - молодёжи 1979-05, страница 48

лось: «Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галер, а буде опустите: то взыскано будет на вас и на потомков ваших, яко пренебрегшим сей указ». И до наших дней сохранился ботик Петра I, став первым отечественным кораблем-памятником.

В мемориал обращен прославленный крейсер «Аврора». Вот как это было, по словам Героя Советского Союза адмирала Н. Г. Кузнецова: «В конце сороковых годов, когда решалась судьба корабля, поступило множество писем от моряков. Все в один голос заявляли: «Надо сохранить «Аврору» как историческую реликвию». И теперь ее можно видеть на вечной стоянке на Неве, возле Нахимовского училища. Старый крейсер стал не только революционным памятником и интереснейшим музеем. Он до сих пор служит школой для будущих командиров».

Корабли на вечной стоянке, на пьедестале! Большое ведь значение подобным революционным традициям придавал В. И. Ленин. Он неоднократно указывал, что одним из действенных средств воспитания активных строителей и защитников коммунизма являются примеры героической борьбы рабочего класса, его лучших представителей за свое освобождение и социальный прогресс. «Эти образцы борьбы, — писал В. И. Ленин, — должны служить нам маяком в деле воспитания новых поколений борцов».

Сохранить наиболее прославленные корабли — это веление времени, ибо «плавучие музеи» открывают большие возможности для дальнейшего совершенствования нравственного воспитания советской молодежи на примерах массового героизма, мужества и отваги защитников Страны Советов. Огромные возможности в этом отношении открывает история Военно-Морского Флота. Наш долг — помочь нынешнему поколению молодежи осмыслить ее, сердцем воспринять нравственный подвиг народа.

Рассматривая вопрос об увековечении кораблей и сохранении их, хотелось бы высказать некоторые пожелания.

Наряду с созданием экспозиций, отображающих историю флота, на кораблях-музеях неплохо было бы разместить выставки оружия и боевой техники за определенный период. Более крупные корабли-памятники, разумеется, должны стать не только музеем, но и своего рода учебным классом для курсантов, юных моряков, досфлотовцев.

И наконец, увековечивая корабль, нельзя забывать и о тех, кто плавал на нем: неплохо, если бы экскурсанты могли увидеть списки всех членов экипажей за всю его жизнь.

4. ПОПРОБУЕМ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ВОЗМОЖНОСТИ

ИГОРЬ БОЕЧИН, инженер

18 февраля этого года «Правда» сообщила о том, что после 65-го, последнего, рейса встанет на прикол «Витязь» — флагман нашего научно-исследовательского флота. Еще раньше стало известно: заканчивает эксплуатацию один из первых теплоходов советской постройки, ветеран войны и антарктических экспедиций «Кооперация». Где завершится их долгая морская служба — на сломовой верфи? Честно говоря, было бы жаль — эти суда, безусловно, заслужили лучшей участи. Последовать примеру «Авроры», поставить их на вечную стоянку — заманчиво, да только, что скрывать, дело это сложное, даже с чисто технической точки зрения, да и дорогое. Учтите обязательное условие — за кораблем-памятником, если он находится на плаву, нужно постоянно следить, наблюдая за сохранностью его механизмов — даже находящихся на консервации, обеспечивать непотопляемость. Кто возьмет на свой баланс эти расходы?

Впрочем, стоит ли ломиться в открытые двери — не проще ли обратиться к проверенному опыту?

На Темзе, в Лондоне, у набережной Виктории, давно стоит научно-исследовательское судно «Диска-вери» (1901 г.) — ветеран плаваний в Антарктиде и военных перевозок в Россию в годы первой мировой войны. Ныне на «Дискавери» благополучно соседствуют музей знаменитого полярника Роберта Скотта и резиденция командующего резервом британского флота. Дальше — сторожевик «Веллингтон», участник «битвы за Атлантику», после списания приобретенный Обществом английских капитанов для своих нужд. На более старых эскортных судах «Кризантемум» и «Президент» обосновались школы морских резервистов и скаутов. Ничего не скажешь, разумное сочетание приятного с полезным. И только ровесник нашего «Кирова», сданного, как ни печально, на слом, крейсер

«Белфаст» выступает в роли «чистого памятника». Как видите, эти суда и после отставки остались на службе и вполне оправдывают собственное существование — пример, что и говорить, достойный подражания.

Есть и другие аналогичные примеры. Последний американский наружный китобоец «Чарльз У. Морган», построенный в 1841 году, не только время от времени «играет» в кино роли своих современников, но и приносит в год более 100 тыс. долларов чистой прибыли, что вполне покрывает расходы на его содержание. Преувеличение? Нет, туристы, посетившие парусник «Стар оф Индия» (1864 г.) после реставрации в Сан-Диего, заплатили за право побывать на нем 65 тыс. долларов.

Однако лучше, когда любители моря посещают... корабельный музей, как в Осло, где под «одной крышей» собраны драккары викингов, знаменитые «Кон-Тики», «Ра-2», амундсеновская «Гейя» и ветеран двух полюсов — «Фрам».

Нечто подобное есть в Бременха-фене (ФРГ), где посетитель, осмотрев экспозицию моделей, выходит к настоящей выставке «натуральных» кораблей. Пока их немного, но коллекция Бременхафена постоянно пополняется. Правда, ей далеко до нью-йоркской Саут-стрит (Южной улицы). Питер Стенфорд не случайно обратил на нее внимание — еще в начале нашего века американцы называли ее «Стрит оф шипе» — Улица кораблей. Раньше там обитали рыбаки, потом, в 1966 году, предприимчивый американец предложил преобразовать Саут-стрит в мемориальный центр. Ныне здесь — научный центр с несколькими музеями, книгохранилища, кинозалы, рассчитанные на любителей чисто морской тематики, по вторникам проводятся маринистские концерты. Но главное на Саут-стрит — это причал № 16. Здесь навсегда застыли плавучий маяк «Ам-броуз» — на нем развернут музей истории навигации, речной пароход марктвеновских времен «Александр Гамильтон», рядом с ним портовый буксир «Матильда» (1899 г.), паром «Генерал Грант» (1925 г.), трехмачтовая шхуна «Летти Дж. Горт-вард» (1893 г.), трехмачтовый барк «Кайулани» (1899 г.) и торговый фрегат «Уайвтри» (1885 г.) Недавно коллекция Саут-стрит пополнилась четырехмачтовым барком «Арету-за», купленным в Англии. Кстати сказать, во многих приморских городах Соединенных Штатов ошвартованы боевые и торговые суда, закончившие «действительную» службу, — парусники, первый американский коммерческий атомоход «Саванна», линкоры, чьи боевые рубки разу рашены ленточками орденов,

46