Техника - молодёжи 1979-06, страница 63

Техника - молодёжи 1979-06, страница 63

w

>w

Экспонат для музея?

Я слышал, что журнал ратует за создание музея, в котором были бы собраны автомобили всех времен и народов. Поддерживаю эту идею потому, что являюсь владельцем будущего экспоната — американской легковой автомашины марки «паккард». Насколько мне известно, история ее такова—в 1932 году из США по заказу Советского правительства в Москву привезли

8ва одинаковых «паккарда», ба они обслуживали Кремль.

Наши конструкторы использовали их для проектирования отечественной машины высшего класса ЗИС-101. После 1950 года

один «паккард» передали какому-то учреждению в Московской области, второй — директору Московского автозавода. Затем эта машина попала на Запорожский стекольный завод, где и пребывала до 1961—1962 годов. Позже, когда многие учрежденческие машины передали в комиссионные магазины, этот «паккард» оказался у меня. Это черный семиместный кабриолет (с откидным верхом), снабженный восьмицилиндровым двигателем мощностью 140 л. с.

Несмотря на почтенный возраст, мой «паккард», как говорится, на ходу. Но у машины свой век, и мне бы хотелось, чтобы этот редкий для нашей страны автомобиль занял место в музее автомобильной техники.

ВИКТОР КАПЛУН Запорожье

Нелогические парадоксы «/^xv/e/Z

Логические парадоксы, показывающие ограниченность тех или иных постулатов формальной логики, положили начало многим важным разделам математики. Что касается жизни, то у нее свои законы и свои парадоксы, зачастую не имеющие ничего общего с логикой. Вот несколько таких парадоксов, способных, как мне кажется, озадачить любого человека.

Во время экспедиции «Аполлона-ll» на Луну в 1969 году прилунение посадочного блока и выход астронавтов Армстронга и Ол-дрина на поверхность нашего естественного спутника не мог видеть всего один человек. То был Коллинз — третий член экипажа, оставшийся в орбитальном отсеке корабля, который в это самое время пролетал над теневой стороной Луны и не мог получать радиосигналы ни с места посадки, ни с Земли. Не правда ли, парадоксально, что видеть посадку не мог человек, находившийся ближе всех к месту событий!

Лед,

круглый год лед

Сейчас в нашей стране много катков с искусственным льдом.

Они работают круглый год во многих городах — от Дальнего Востока до Прибалтики. А в подмосковном городе Коломна уже есть стадион, где оборудована беговая дорожка для конькобежцев с искусственным ледяным покрытием.

Как же это начиналось?

После окончания Великой Отечественной войны для хоккеистов, конькобежцев и фигуристов сезон начинался с первыми крепкими морозами и первым снегом. Начало спортивных состязаний зависело от капризов погоды. Вероятно, тогда и появилась ироническая пословица: «Посидим у стадиона, подождем погоды». Но задумались о том, чтобы зимние виды спорта перестали зависеть от погоды, уже тогда.

1945 год... Победа над фашистской Германией. Многие прославленные спортсмены погибли в боях за Родину. Но те, которые вернулись домой, начали тренировки на дорожках стадионов. И вот летом 1945 года было принято решение

провести в Москве Всесоюзный физкультурный парад. Первый послевоенный!

Этот воскресный летний день в Москве выдался на редкость жарким. Температура воздуха в тени достигала 25°С. И вот со стадиона «Динамо» тронулись колонны физкультурников, они шли по Ленинградскому проспекту в направлении улицы Горького и дальше на Красную площадь. Особое внимание вышедших на улицы москвичей привлекала колонна спортивного общества «Большевик».

В центре ее двигалась грузовая машина с открытыми бортами, на платформе кружились на льду фигуристы на коньках. Несмотря на летнюю жару, лед на платформе не таял!

Это был первый в нашей стране миниатюрный каток с искусственным льдом.

Автором катков с искусственным ледяным покрытием был инженер С. Гимпелевич, руководитель лаборатории института холодильной промышленности. Потребовался большой труд инженеров и рабочих, чтобы создать такой маленький подвижной каток. А сейчас в нашей стране сотни больших катков, которые стали подлинными Дворцами зимних видов спорта.

В. ШУВАЕВ

Москва

В 1875 году знаменитый Максвелл в своем «Очерке современной молекулярной физики» писал: «Мы знаем... что молекулы одного и того же газа все имеют одинаковую массу. Если бы это было не так... то мы могли бы отделить молекулы, обладающие меньшей массой, от молекул с большей массой, так как они проходили бы

через пористые вещества с большей скоростью. Таким образом, мы могли бы любой газ, скажем водород, разделить на две части, различающиеся плотностями и другими физическими свойствами, атомными весами и, вероятно, другими химическими свойствами...» Если бы Максвелл удосужился не просто описать этот опыт, но и провести его в действительности, он мог бы украсить список своих достижений великолепным результатом: открытием тяжелого водорода! То есть открытием, принесшим славу американцу Г. Юри 57 лет спустя.

К 1880-м годам ценные свойства и возможности применения алюминия уже не были секретом. Но широкое применение этого металла в промышленности и в быту упиралось в разработку дешевого способа его получения из руд. На поиски такого способа тратились в те годы огромные средства, ими занимались десятки талантливых химиков. К одному самому удачному решению пришли одновременно и независимо друг от друга два специалиста: американец Ч. Холл и француз П. Эро. Но вот что парадоксально, они не только одновременно сделали одно и тоже открытие, но и родились в один год — в 1863-м, — и умерли — в 1914 году!

Л. ЕВСЕЕВ, инженер Москва

Рис. Владимира Плужникова

/

РЕШЕНИЕ ШАХМАТНОЙ ЗАДАЧИ,

опубликованной в № 5, 197

2. Ф:<№+ Kp:d8 2. Ф: d6+ Kpf7

3. Cf6x 3. Ф!8Х

Отдел ведет экс-чемпион мира гроссмейстер В. СМЫСЛОВ

Задача С. ТОЛСТОГО (г. Рыбинск)

Мат в 2 хода.