Техника - молодёжи 1980-10, страница 54кому ущелью, везя камень в Башню Шамбалы. В книге Н. К. Рериха «Избранное» (М., «Сов. Россия», 1979) одна глава посвящена Шамбале, таинственной общине мудрецов, обитающей в Гималаях и Тибете, хранящей и умножающей глубокие знания о мире. Знания эти, касающиеся прежде всего законов природы и строения вселенной, издревле передавались из поколения в поколение немногим посвященным во всех странах земного шара. В Индии, Тибете, Монголии и у нас на Алтае издревле широко распространены легенды о Шамбале (см. статью С. Буланцева «Беловодье, Те-бу, Шамбала?» в Ms 3 «Вокруг света», 1979 год). На географической карте в тибетской книге «Бон» Земля Шамбала появилась две тысячи лет тому назад. В Индии эта таинственная область называется Калапа, на Алтае — Беловодье. Все легенды говорят о том, что там живут великие мудрецы — мужчины и женщины, знания которых о мире, о законах природы, о прошлом и будущем необъятны. Они живут общиной, в которой нет частной собственности, равные и свободные. Они всегда приносят добро и помощь и стремятся просветить людей. В эту страну, укрытую среди самых высоких гор Земли — Гималаев и Тибета, большая часть которой находится в подземных помещениях, допускаются только посвященные — самые мудрые и преданные человечеству люди, исполненные высшего гуманизма. Легенды утверждают, что свои знания Махатмы передают только им, поскольку люди иного толка слишком неразумны и агрессивны и могут употребить их во вред, погубив и себя, и всю планету. Махатмы владеют психической энергией и другими мощными энергиями, неизвестными нам, но когда посещают людей, то применяют их редко, стремясь не быть обнаруженными. Эти же энергии делают саму Шамбалу недоступной и невидимой. Интересно, что в Древнем Египте и в античной древности веками практиковались так называемые Великие Мистерии, предназначенные для узкого круга посвященных лиц, в противоположность малым, предназначенным для широких масс. Посвященными могли быть лишь те, «чьи руки были чисты и слова мудры». Сократ говорил, что те, кто установил Мистерии, были людьми великого гения. Геродот и Апулей прямо писали о том, что хранят глубокое молчание о полученных ими «мистерийных» знаниях. Среди посвященных называют имена Пифагора, Платона, Эврипида, Цицерона, Вергилия... В Египте, Греции, Вавилоне, Индии, Тибете, Китае, Монголии, Японии якобы существовал секретный интернациональный код симво лов, которыми были зашифрованы знания. Мудрецы Азии и Средиземноморского бассейна находились в постоянном контакте. Пифагор и Аполлониос Тианский, как и многие другие, путешествовали в Индию к великим гималайским мудрецам. Н. К. Рерих пишет, что Шамбала — самое священное понятие Востока. Он рассказывает о путевых знаках Шамбалы, встреченных в пятилетнем странствии его экспедицией, о школах в Тибете, где изучают Ка-лачакру — науку Шамбалы; о Таши-Ламах, побывавших в этой таинственной стране и описавших библиотеки, лаборатории, а также знаменитую Башню, где хранится Чинтамани. Интересно отметить, что Н. К. Рерих, очевидно, достаточно ясно различал «зерна истины» в легендах о Шамбале. «Многие веши, которые нам кажутся фантастическими выдумками и сказками, вне личного преломления, на самих местах происшествий освещаются особым светом правды. Величественные образы Махатм проходят перед вашими глазами не как призраки, а как великие существа от тела и крови, как действительные Учителя высшего знания и мощи. Вы, может быть, спросите меня, почему, говоря о Шамбале, я упоминаю Великих Махатм? Ваш вопрос может иметь основание потому, что до сих пор в литературе эти великие понятия, за недостатком осведомления, оставались совершенно разделенными». Известен такой факт. В 1926 году Н. К. Рерих привез в молодую Республику Советов послание гималайских Махатм. Об этом говорится в журнале «Международная жизнь» № 1 за 1965 год. Текст послания приведен также на 44—45-й страницах вышедшей в конце 1977 го.?-» книги Валентина Сидорова «На вершинах», представляющей собой творческую биографию Н. К. Рериха. Махатмы пишут, что в Гималаях они знают о свершаемом уничтожении частной собственности и власти денег, упразднении церкви, ставшей рассадником лжи, закрытии притонов... Послание кончается словами: «Привет вам, ищущим общего блага!» В книге Е. И. Поляковой «Николай Рерих» (1973 г.) автор говорит о том, что, направляя в Наркомат иностранных дел просьбу о советском экспедиционном паспорте, Н. К. Рерих мотивировал ее выполнением «поручений Махатм». Так или иначе, но очевидно, что Николай Константинович Рерих не считал легенды о Шамбале мифом. Может быть, даже пятилетняя Трансгималайская экспедиция семьи Рерихов была в какой-то мере связана с поисками реальных основ легенды. Л. В. Шапошникова, прошедшая в 1976 году дорогой экспедиции Рерихов по Алтаю, пишет в журнале «Вокруг света» № 8 за 1977 год в статье «Алтай: по пути Рериха»: «Его экспедиция не проходила по этому главному пути движения народов через Алтай. Николай Константинович предпочел параллельный, на мой взгляд, второстепенный путь. Но это только мой взгляд. Этот взгляд возник потому, что я пока не знаю побудительных мотивов, заставивших Рериха, для которого проблема переселения народов была одной из основных, пройти другим маршрутом... Может быть, не только переселение народов его интересовало, но и что-то другое, что пока от нас скрыто. Как бы то ни было, проблема загадочного маршрута возникла и требует решения. Думаю, что оно со временем придет...» Завершая главу «Шамбала», Н. К. Рерих пишет: «Пройдя эти необычные нагорья Тибета с их магнитными волнами и световыми чудесами, прослушав свидетелей и будучи свидетелем, вы знаете о Махатмах. Я не собираюсь начать убеждать в существовании Махатм. Множество людей их видели, беседовали с ними, получали письма и вещественные предметы от них. Если же кто-то в неведении спросит: «Все-таки, не есть ли это миф?» — посоветуйте ему прочесть труд профессора Варшавского университета Зелинского о реальности происхождения греческих мифов». Европейские путешественники, бывавшие в отдаленных пустынных высокогорных областях Центральной Азии, рассказывают о том, что проводники категорически отказываются вести экспедицию через определенные районы, утверждая, что лучше умрут, чем пойдут туда, так как это — запретная зона Шамбалы. Об этом пи-иет и Пржевальский, тоже упоминавший о Шамбале. Вернемся же к нашему основному вопросу: возможно ли существование эзотерических знаний? Естественная наука, как мы знаем, идет путем экспериментальным, эмпирическим, индуктивным. И поскольку она возникла и развивается этим путем, постольку считает его единственно возможным. Но, с другой стороны, те «тайные» научные знания, о которых говорилось выше, подобным образом получены быть не могли. Их можно было передать только в готовом виде в дедуктивной форме — так, как мы передаем свои знания нашим детям в школе. Конечно, предположение о наличии на Земле некоего космического центра эзотерических знаний — Шамбалы — звучит в высшей степени фантастично. Но кто знает, вдруг все-таки здесь кроется вторая Троя и легенда окажется реальностью? 52
|