Техника - молодёжи 1981-07, страница 65

Техника - молодёжи 1981-07, страница 65

СТАНЫ — ПРОТИВ СТАНКОВ?..

Продолжение. Начала см. на стр. 1С

очереди стана — для прокатки уже не сплошных, а полых железнодорожных осей.

4 ВМЕСТО 5

— Вторая очередь осепрокатно-го комплекса не является простым продолжением первой, — говорит А. Сичевой. — Она знаменует переход на еще более эффективную технологию.

Дело в том, что в оси, работаю щей только на изгиб, нагружаются лишь наружные слои металла. Вблизи центра материал не работает, путешествуя своеобразным балластом. За 10—15 лет службы эти несколько десятков «праздных» килограммов наезжают сотни тысяч километров пути! При этом бесполезно расходуется анергия и топливо на их перемещение, снижается скорость составов и, конечно же, уменьшается их грузоподъемность. При замене сплош ных осей на полые из одного и того же количества металла можно изготовить уже не 4, а 5 деталей, сэкономив на каждой до 100 кг. При массовом их производстве — сотни тысяч штук ежегодно — экономия осевой стали составит годовую выплавку электросталеплавильного комплекса.

Но это еще не все, — продолжает Анатолий Петрович. — Поскольку полые оси почти на полтонны уменьшат вес вагона, можно на несколько десятков тонн увеличить загрузку состава. Кроме того, полые оси, будучи прочнее сплошных (у них выше стойкость к ударным нагрузкам), позволят до 200 км/ч увеличить скорость поездов. Таким образом, не строя новых мощностей по выпуску вагонов и локомотивов, можно резко увеличить грузопотоки — на многие миллионы тонн.

Насколько остро стоит проблема облегчения осей, говорит такой факт. Машиностроители многих стран прибегают порой к дорогому и весьма трудоемкому сверлению заготовок. И хотя эта операция превращает стальные оси в «золотые», суммарный экономический эффект от увеличения грузоподъемности и скорости составов оказывается настолько значительным, что перекрывает даже самые невероятные затраты труда, энергии, материалов.

Недавно первая партия облегчен ных осей передана для испытания В ближайшее время осепрокатный цех приступит к их массовому производству.

СЕКРЕТЫ

MAPK0-

МИРА

К 3-й отр. обложим

МИХАИЛ ШПАГИН, журналист

Изобретения в мире почтовых марок — возможны ли они? Да и нужны ли? Подобные вопросы уместны в устах человека, незнакомого с производством марок и встречающегося с ними разве что у почтового окошка. Между тем в этой области придумано немало интересного...

Взять хотя бы тот же клей. Обычно он бывает белый, бежевый, желтый или коричневый. Но когда-то его специально окрашивали в красный цвет — для борьбы с фальсификациями. Клей такого состава считался удобным еще и потому, что, даже если марка случайно отскочит, на конверте останется красное пятно, свидетельствующее, что пересылка письма оплачена. Можно вспомнить о клее, нанесенном так, что он образует на изнанке марки какой-нибудь узор или монограмму. Марки такие были, да вот беда — труд людей, их придумавших, становился незаметным, как только почтовую миниатюру приклеивали к конверту.

От одной выдумки недалеко до другой — так называемого эконом ного гуммирования (1). В этом слу чае клей покрывает не всю изнанку марки, а ложится на нее отдельными кружками или полосками; расход его становится почти вдвое меньше.

Можно сказать об ароматных марках (3). Не надо улыбаться: такие выпускались, например, в ФРГ в середине 50-х годоз. Они пахли мятой. Думаю, создатели ароматных знаков почтовой оплаты вспомнили о дамах конца прошлого столетия, имевших привычку спрыскивать письма духами.

Наконец, вот одно из более поздних изобретений, с которым, впрочем, читатель мог познакомиться при ремонте квартиры. Вспомните гинтетические обои, покрытые с изнанки бумагой: срываешь ее, под ней клей. Появились и подобные марки (2). Они покрыты с оборотной стороны незасыхающей пластиковой массой, прикрытой бумажной подкладкой, которая снимается при наклеивании. Чтобы прикрепить такую марку, достаточно прижать ее

пальцем. Ничего не скажешь: удобно, гигиенично.

Присмотримся к краскам на марках. Одно из самых простых нововведений — применение окрашенной бумаги. В чем тут дело? Изображение печатают на белой стороне, а изнанка будет, например, зеленой или наоборот. Были попытки использовать цвет как обозначение выпускающей марку страны или даже ее частей. Так, например, в Афганистане каждая из провинций имела свою окраску знаков почтовой оплаты. Но эта идея, как и попытки обозначать цветом номинал марок, оказалась непрактичной.

Для борьбы с повторным использованием марок в России с 1909 года практиковалось нанесение на лицевую сторону бумаги для будущих марочных листов ромбической сетки из мела, казеина или каолина (12). Для глаз она почти незаметна, а попробуешь смыть штемпель — сойдет вместе с прикрывающей бума гу краской, и ромбы станут резко выделяться на общем фоне.

Это, так сказать, изобретения, предназначенные специально для марок. Но их внешний вид и свойства, конечно, зависят от новинок, которые появляются в семействе красок. Например, еще в 1862 году Швейцария выпустила необычные золотистые марки — первый случай бронзирования знаков почтовой оплаты (4). Рецепт их изготовления был несложен: сначала печатали саму марку краской бронзового оттенка, а потом только что полученный свежий оттиск припудривали металлической пудрой.

Сначала миниатюры пудрили вручную, смахивая излишек пудры щеткой, потом появились даже специальные бронзировальные машины. Появились, чтобы... тут же отойти в прошлое. Потому что нынешний способ бронзирования проще, быстрее и ничуть не хуже.

Как известно, каждая краска состоит из пигмента, который, собственно, и дает цвет, плюс связующие вещества, помогающие закрепить частицы пигмента на поверхности. прилипнуть к ней. Полиграфисты смешали бронзовую пудру с подходящими связующими веществами — и получилась бронзовая краска.

Кстати, краску можно делать и из других металлов. В состав «золотой» пудры их входит несколько: медь, цинк, олово. В зависимости от количества каждого из них меняются и тона — золотистый, медно- или красновато-золотистый.

Раз мы убедились, что марки можно наклеивать, словно синтетические обои, бронзировать, подобно названиям книг, оттиснутым «золотом» на переплетах, резонно сп носить : а нельзя ли их, скажем, по-

62