Техника - молодёжи 1981-07, страница 66Крывать лаком, как это иногда делают с картинами? Ведь тогда и краски заиграют ярче, и бумага лучше сохранится. Кроме того, марки становятся устойчивее к воздействию света, красочный слой закрепляется. Поэтому их действительно лакируют (5) для усиления зрительного эффекта. Например, сокрыли лаком выпущенные в 1963 году наши марки «Уральские самоцветы». И правда, нарисованные камни заиграли, словно настоящие. Лак в таких случаях используется необязательно бесцветный — из природных или синтетических смол, а иногда берут, например, светлую лазурную краску: она и блестит, и позволяет хорошо видеть фон изображения. Раньше лак применяли и как средство для предотвращения повторного использования марки — полоски из него, нанесенные на марки, при попытках смыть штемпель частично растворялись вместе с находящейся под ними краской, и знак почтовой оплаты становился негодным к употреблению. Накоцец в распоряжении полиграфистов появились краски, которые, можно сказать, светятся днем — входящие в их состав вещества люминесцируют при обычном освещении. Вы уже, конечно, догадались, что это так называемые люминесцентные краски (11). Прежде чем попасть на почтовые миниатюры, они неплохо зарекомендовали себя в праздничном оформлении городских улиц. Секреты марок кроются не только в краске, но и в специально обработанной бумаге. Например, в 60-х годах прошлого столетия универсальные знаки почтовой оплаты США выпускались на так называемой бумаге Френсиса (9). Названная по фамилии своего изобретателя, она при попытках удалить штемпель химическим путем становилась ломкой, покрывалась бурыми пятнами или даже меняла цвет. Правда, коллекционерам знакомы и другие, еще более удивительные марки, появившиеся в 1938 году в Швейцарии. Выполненные по мотивам исторических сюжетов, они и сами в довольно скором времени заняли особое место в истории филателии. Бумага, из которой они изготовлялись, благодаря содержащимся примесям приобрела светочувствительность и из белой становилась желто-зеленой (10). Раз уж наш разговор коснулся бумаги для марок, давайте посмотрим, какой она была. Делали бумагу вручную и на машинах, из тряпичной и древесной массы, рисовой еоломы и китайской крапивы, д»су-та, агавы, растительных волокон, бамбука, бананового и тутового деревьев, пальмы борассус, маниль-ской пеньки, сахарного тростника. При изготовлении в нее вводили разноцветные шелковые волоконца, а еще раньше впрессовывали ряды красных, синих, зеленых, желтых и других шелковых нитей. (Эта — по фамилии изобретателя — «дикинсоновская» высокосортная бумага вначале использовалась для конвертов, а потом и для марок (6). Делали рифленую поверхность. Вафелировали уже готовые марки, нанося на них под прессом бесцветные пунктирные штрихи, хорошо впитывавшие краску штемпелей при гашении (7). Или, наоборот, полировали покрытую казеином, а то и пластиком поверхность цветных листов до блеска, добиваясь необычайного глянца. Успехи практической химии быстро сказываются на внешнем виде марок. В будущем, надо полагать, мы столкнемся и с другими новинками. Но интересно вспомнить, например, и о старых, вышедших еще в 1868 году в Пруссии внутренних служебных марках, напечатанных на прозрачной, пропитанной колло-диевым раствором бумаге. Эти марки, наверное, единственные в своем роде. Дело в том, что у всех их собратьев краска и, следовательно, изображение — на лицевой стороне, а у этих, представьте, — на обратной! Прусские диковины стоили дорого, поэтому их создатели приняли самые решительные меры против возможности повторного использования и подделок. Сначала на бумагу наносилось изображение, а потом прямо на него — клей. Эта марка оказалась крайне неудобной для мошенников по двум причинам сразу: стоило попытаться отмыть с нее штемпель, как краска быстро растворялась. Больше того, если бы и удалось ее как-то уберечь, все равно бы ничего не получилось, потому что при подобной обработке растворялся и коллодий, которым пропитывали бумагу, и она теряла прозрачность, скрывая изображение. Что ж, не самая простая, но достаточно остроумная предосторожность против мошенников. Но, конечно, самое почетное место среди связанных с производством марок изобретений и направленных на борьбу с подделками принадлежит водяному знаку — филиграни (8). Филигрань повторяет рельефное изображение на сите (при работе вручную), на отливной сетке бумагоделательной машины или же на валике, прикатывающем состоящую на 80 процентов из влаги массу. Это так называемый настоящий водяной знак. Кроме него, на марках (правда, редко) встречается еще и искусственный, так называемый «выпрессованный». В этом случае уже готовую бумагу увлажняют и вдавливают в нее знак с обратной стороны с помощью матрицы. Официально принятое название такого знака — водяной просвечивающийся. Но, конечно, в той или иной степени они просвечивают все — и «настоящие» и «искусственные». Филигрань появилась в Италии еще в XIII веке как фирменный знак изготовителя бумаги. Постепенно ее употребление стало обязательным. С бумажных листов она перекочевала на банкноты и уже оттуда — на марки. Иногда водяной знак располагается на каждой из них и иногда делается большим, занимая весь марочный лист. В этих случаях на почтовую миниатюру придется лишь часть его. Впрочем, такой водяной знак чаще состоит из повторяющихся узоров. Самая старая из филиграней изображает бычью голову — символ считавшегося покровителем художников святого Луки. Пробовали делать филиграни в виде цифры, подсказывающей номинал данной марки. Так, первая, вторая, третья и четвертая русские марки были выпущены с водяными знаками в виде цифр 1, 2 и 3. Они соответствовали номиналам марок: 10, 20 и 30 копеек. В СССР встречались «ковер», «углы», «ромбы», «серп и молот». Но вот уже много лет наша страна, за редкими исключениями, выпускает марки без водяных знаков. ...Пока мы не касались размера и формы почтовых миниатюр. Между тем и здесь имеются любопытные вещи. Самая миниатюрная из почтовых марок вышла в 1856 году (Меклен-бург — Шверин). Ее размеры всего лишь 12X12 мм, а общая площадь 1,44 кв. см. А в 1962 году в СССР увидела свет марка «Слава покорителям космоса!» размером 150Х 70 мм, то есть 105 кв. см. В 1935— 1936 годах в городах Австрии, когда там гастролировала труппа лилипутов, марки гасили почтовым штемпелем диаметром всего 17 мм... Эти примеры не просто курьезы. Они хорошо иллюстрируют одно обстоятельство: размеры марок и штемпелей для их создателей не имеют существенного значения. Правда, ограничения все-таки существуют. Они вытекают из необходимости заботиться об удобстве пользования знаками почтовой оплаты. Тем более что сейчас велика тенденция к стандартизации — и конверты, и почтовые карточки выпускаются почти одинакового размера. И все-таки художник, хотя и в определенных пределах, волен выбирать наиболее выразительные для замысла размеры и формы почтовой миниатюры. Что вы скажете, например, о марке-грампластинке (14)? Треугольник, шестиугольник, ромб, овал, трапеция, круг — все 63
|