Техника - молодёжи 1982-08, страница 13

Техника - молодёжи 1982-08, страница 13

к 60-летию образования ссср

Гетерогенный уран-графитовый реантор РБМК-1000 канального типа предназначен для выработки насыщенного пара с последующей подачей его к турбогенераторам электростанции.

Схема реактора: 1 — реактор» 2 — тракты технологических каналов, 3 — пароводяные коммуникации, 4 — барабан-сепаратор, 5 — паровые коллекторы, б — опускные трубопроводы, 7 — главные циркуляционные насосы (ГНЦ), 8 — раздаточные групповые коллекторы (РГК), 9 — водяные коммуникации, 10 — система контроля герметичности оболочек тепловыделяющих элементов КГО ТВЭЛ, 11 — верхняя биологическая защита, 12 — боковая биологическая защита, 13 — нижняя биологическая защита, 14 — бассейн выдержки, 15 — разгрузочно-загрузоч-ная машина (РЗМ), 16 — мостовой кран.

Аня кивнула на сидящую напротив Надю Малых:

— Да вот и Надежда прибыла с первым «Курчатовцем» на подмогу.

Первый отряд строителей, сформированный из прибывших по комсомольским путевкам, назвали «Курчатовец-1». Весть о новостройке разлетелась по всей стране. Юноши н девушки потянулись в райкомы комсомола, словно на призывные пункты, казалось бы, какое дело трем девчонкам из Удмуртии до Курской атомной? Но ведь отправились же Надя Малых и ее две подружки из города Ижевска под Курск.

— Хотели послушать знаменитых курских соловьев, — весело шутит она, — а как прибыли, услышали такое дружное кваканье лягушек, что хохотали до упаду: вот вам и курские соловьи!

Место бфло болотистое, и, прежде чем возводить первый блок станции, строители начали отвоевывать плацдарм у природы.

И тогда им было вовсе не до соловьев. Столкнулись они с далеко не романтическими трудностями. Но одних эти трудности отпугнули, а для других так и остались той романтикой новой стройки, о которой поется в песнях. Девушки всегда девушки и, выпорхнув из родигельских гнездышек, почувствовали себя наконец самостоятельными: вагончики превратились в уютные домики, куда ребята заглядывали с тоской по дому. Впрочем, многие потом и свили здесь свои гнезда — нашли подруг жизни, а потом переселились в новые дома, которые росли каждый год как грибы в этом болотистом краю. За десять лет здесь вырос город с многотысячным населением, и назвали его Курчатовом.

Сегодня Аня поутру выходит из своей квартиры на зеленую улицу Курчатова и садится в автобус без кондуктора и кассы — для строителя проезд бесплатный. Как-то мы ехали с ней вместе. По дороге вдоль Курского моря, взметая легкую пыль, мчались навстречу мягко урчащие КамАЗы. Подъезжая к перешейку, тянувшемуся к двум, одетым в облицовку, и третьему, бетонному, огромным кубам, которые выстроились будто по ранжиру, Аня кивнула на первый:

— Тяжело он нам достался. Как говорят, первый блин комом. Сейчас мы уже так не строим.

Согласно технологии арматура здесь сваривалась поштучно; собирались, сколачивались из досок мелкие щиты для опалубки. Метр за метром, медленно они поднимались вверх, возводя мощные стены и перекрытия из монолитного бетона. На небольшом строительном

пятачке тогда скапливалась уйма народу, и издали возводимый блок смахивал на гигантский муравейник.

— Мы шутили: «Строим пирамиду Хеопса», — вспоминает Аня.

Но проблема, как ускорить темпы строительства, уже тогда волновала многих. Александр Петрович Камардин, ветеран Курской атомной, в настоящее время возглавляет партийный комитет стройки. А тогда, прибыв сюда двумя годами позже Ани, стал секретарем комитета комсомола. Поэтому, не заглядывая в отчеты, он рассказывал мне, как здесь возникали новые методы строительства атомных станций. Да, именно станций, потому что на Курской разрабатывались и внедрялись в практику такие технологические новинки, о которых курчатовцы и сегодня с достоинством и гордостью говорят: «Впервые в стране...»

Заканчивали возводить первый блок, а в воздухе уже витали идеи. Когда же начали строить второй, поняли, что дальше тянуть нельзя и нужно переходить на блочный метод строительства. Александр Петрович вспоминает :

— На заседаниях парткома и комсомольского штаба стройки горячо обсуждались различные варианты. Сократить сроки — это была первая проблема. Вторая — уменьшить число строителей, поскольку многие из тех, кто строил первый блок, остались на нем работать. Подключили московский «Гидропроект», и родилась новая индустриальная технология строительства с применением железобетонных панелей и перекрытий. В результате реакторное отделение второго блока соорудили в два с половиной раза быстрее, чем первого.

Директор Курской АЭС В. К. ГОРЕЛ ИХИН и секретарь комитета ВЛКСМ А. БЕЛЯКОВ.

Принципиальная схема АЭС с реактором РБМК-1000: 1 — реактор РБМК, 2 — сепаратор пара, 3 — главный циркуляционный насос, 4 — турбина, 5 турбогенератор.

. ' .............. ..„Ш—^щь, L

> <><>ооо о!

. .................$

Ш ШЩШ V

I ч Ж '•♦♦♦ИМММИ!»»"" - О