Юный Натуралист 1981-01, страница 11

Юный Натуралист 1981-01, страница 11

12

Дальнем Востоке куда крупнее, чем в Сибири.

Сохранился в заповеднике и легендарный женьшень, но особый интерес представляют тисово-диморфантовые рощи на острове Петрова и заросли микробиоты близ горы Черной, сформированные реликтами третичного периода.

Есть и другие «цветы» в Приморье — бабочки. Здесь много выходцев из тропиков. Крупные синие махаоны Маака, переливни-цы, меняющие свою окраску с каждым взмахом крыльев, и яркие ленточницы.

Большое впечатление производят и пауки. В начале лета они не бросаются в глаза, хотя среди них есть ряд крупных и довольно ярко окрашенных видов. Но ближе к осени на тропе то и дело попадалась крупная липкая паутина, на которой сверкали алмазные капли росы.

Поражало и разнообразие змей. Большинство из них совершенно не опасны для человека и очень красивы. Зеленые, с черными и красными пятнами тигровые ужи. Огромные, черные, с красивым желтым рисунком амурские полозы. Интересно, что молодь амурских полозов окрашена совсем иначе, и первое время мы их даже принимали за щитомордников. Изучая гнездовую биологию некоторых воробьиных птиц, мы несколько раз находили в гнез

дах овсянок и мухоловок, глотающих яйца амурских полозов.

Нигде мне не приходилось сталкиваться с таким обилием крупных млекопитающих, как в Приморье. Однажды с нами приключилась вот какая история. Мы вели наблюдения за гнездом синего соловья. По плану работы нужно было установить начало и конец кормления птенцов родителями. Мы с товарищем решили пойти с вечера и, дождавшись конца кормления, переночевать в лесу, а утром установить время начала кормления. На рассвете меня растолкал товарищ: «Вставай, тигр рычит!» Я прислушался. Действительно, неподалеку раздавалось сильное рыканье. Меня удивило спокойствие товарища. Что-то здесь не так. И я вспомнил рассказ лесника о том, как тигры подманивают самцов изюбрей, подражая их реву. Я никогда до этого не слышал, как ревет изюбрь, но если его подманивает тигр, то, конечно, это напоминает рыканье. Наверное, изюбрь. Как потом выяснилось, то же самое подумал и мой товарищ. Потом мы увлеклись наблюдением за синим соловьем и совсем забыли о рыканье.

Вскоре на кордон приехал лесник. Мы поинтересовались, почему в этом году так рано начали реветь изюбри. Он долго смеялся над нашим невежеством, но все же спросил, где мы слышали эти звуки. После обхода чуть насмешливо лесник нам сказал: «Хорошо, что вы не полезли ближе знакомиться со своим изюбрем». Оказывается, это рыкал медведь, который разорил дупло пчел и лакомился медом вблизи нашей засидки. В этих краях медведи нередко разоряют и целые пасеки.

Медведи в заповеднике обычны, а иногда, к осени, когда хороший урожай кормов, даже многочисленны. Причем встречаются два вида — гималайский и бурый, но последний значительно реже. Гималайский медведь мельче бурого, в любом возрасте лазит по деревьям и интересен тем, что обычно залегает на зимнюю спячку в дупле. Один из нас довольно близко познакомился с гималайским медведем и оценил его способности древолаза. Он вел наблюдение за гнездом малого перепелятника и для этого построил себе засидку на соседнем кедре, метрах в пятнадцати от земли. Однажды, подходя к этому кедру, он вдруг заметил, что ветки сильно заколыхались и затем по нижней голой части ствола на землю скатилась черная туша. Сильный удар, треск, и через мгновение медведь уже бесшумно скрылся в густых зарослях. Конечно, в этот день лезть в свою засидку человеку уже не захотелось.

В лесу есть места, где вода или почва богата солью — солонцы, которые привлекают множество копытных. Вблизи побережья олени выходят солонцеваться к мо

рю. Если притаиться у солонца, то вечером или рано утром можно увидеть изюбрей и пятнистых оленей. Лазовский заповедник — единственное место, где в значительном количестве сохранился дикий пятнистый олень. С целью получения ценного лекарственного сырья — пантов пятнистых оленей издавна разводят в специальных загонах-оленепарках. Но при таком полувольном содержании животные вырождаются, мельчают. Так что дикие пятнистые олени Лазовского заповедника представляют большую ценность как эталонная форма.

В скалах по побережью Японского моря, а местами и в глубинных районах, можно встретить горалов. Это небольшие животные, внешне напоминающие серого длиннохвостого козла. Местное население считало кровь и мясо горала не менее целебными, чем панты пятнистого оленя, и беспощадно их истребляло. Горалы очень доверчивы и чувствуют себя в полной безопасности, выскочив на отвесную скалу, а поэтому охота на них не отличается сложностью. Ранее широко распространенные по всему Приморью, горалы в настоящее время сохранились небольшими группами в удаленных труднодоступных местах. В Лазовском заповеднике самая высокая численность горалов на территории Приморского края.

13

Говоря о Приморье, нельзя не сказать несколько слов о Японском море. Часто на досуге мы собирали разноцветных морских звезд, колючих морских ежей и раковины моллюсков, из которых нас особенно привлекали своей формой и окраской гребешки. Побережье Японского моря во многих местах очень живописно. Один из самых замечательных уголков заповедника, несомненно, остров Петрова, где на небольшой площади, помимо уникальной тисовой рощи, можно познакомиться чуть ли не со всей древесной растительностью Приморья.

Много раз бывал я в Приморье, но самые яркие воспоминания остались от той поездки. Я никогда не забуду, какими растерянными и счастливыми чувствовали мы себя в лесу в первые дни нашего пребывания в заповеднике. Все вокруг ново, необычно. Какая замечательная природа! Какое богатство форм и красок! Затем осваиваешься, привыкаешь и за работой многого не замечаешь. Так уж, очевидно, устроен человек.

Вот и сейчас тот далекий край стал для меня своим, близким. Да иначе и быть не может, ведь Приморье — это уникальный уголок нашей необъятной Родины.

В. ЖИВОТЧЕНКО

Фото автора

f1

В 1979 году в леса Латвийской ССР возвратились бурые медведи. Некогда они были обычными' в здешних краях, а затем исчезли.

Теперь возвратившихся медведей никто не потревожит: в местах, где они обнаружены, запрещена охота, рубка леса, мелиоративные

работы. Ученые-зоологи Латвии установили за ними наблюдение. В первую же весну у косолапых появилось потомство.

Никогда не покидавшие пойменных лесов голубые сороки начали переселяться в зеленые зоны некоторых городов.

Что же побудило этих пернатых нарушить традиции предков? Лучшие условия для их обитания. Поэтому стали гнездиться сороки в дендрарии Амурской лесной опытной станции, которая размещается в городе Свободном. По обилию и разнообразию привычных для них кормов зеленая зона города превосходит естественные леса.

В нашей стране эти красивые птицы с нежным голубым оперением водятся лишь кое-где в Приморье, Приамурье и в Забайкалье. После того как в Приамурье голубые сороки были взяты под строгую охрану, заметно сократившееся было число птиц стало вновь возрастать.