Техника - молодёжи 1982-09, страница 14

Техника - молодёжи 1982-09, страница 14

КАКОВЫ ОНИ,

Продолжаем публиковать ответы выдающихся медиков и биологов на вопросы нашей анкеты, помещенные в N* 6 за 1981 год. Напоминаем, что под рубрикой «Наука о человеке будущего века» в прошлом году выступили академик Н. Дубинин (Nf 6), член-корреспондент АМН СССР В. Шумаков (Nff 9), иностранный член АМН СССР П. Лепин (№ 11), а в нынешнем году академики АМН СССР В. Негоаский (№ 1), Ф. Углов (№ 2| и В. Кованое (НС 6), иностранный член АН СССР 3. Бак (№ 7].

А сегодня мы знакомим вас с ответами руководителя отдела резервных возможностей человека Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного мастера спорта СССР Владимира Васильевича КУЗНЕЦОВА.

Интересны вехи биографии ученого. Двенадцать лет он был в числе сильнейших копьеметателей мира. Поступив а 1948 году в Институт физкультуры имени П. Ф. Лесгафта, учился у одного из основоположников биомеханики спорта, профессора Д. Семенова. Успешно сочетая активные занятия спортом с научной деятельностью, выступал на ответственных соревнованиях в качестве играющего тренера сборной страны по метанию копьв. После Токийской олимпиады 1964 года в его жизни на смену спортивным битвам пришли жаркие схватки на многочисленных научных конференциях, симпозиумах, советах. В »тих дискуссиях во многом благодаря усилиям В. Кузнецова формировалось ноаое направление в науке о человеке — антропомаксимо-логия. Ныне атой дисциплиной наряду с другими занимается комиссия по комплексному изучению человека при Научном совете по кибернетике АН СССР. Перу ученого принадлежит автобиографическая книга «В зеркале моей души»

деятельность современного человека, в какой бы области она ни проходила, тесио связана с нынешним чрезвычайно динамичным развитием общества, с постоянным стремлением достичь все новых и новых высот в своих профессиональных занятиях. В то же время сегодня люди уже не могут, не должны довольствоваться тем, что отпущено им природой. Уж таково наше время! Без реализации скрытых возможностей, без максимального использования биологических, физических и интеллектуальных резервов человеку не обойтись.

Но все ли знают свои потенциальные возможности? У всех ли оии есть? Каков их критерий? Где их предел? Волей-неволей этих вопросов коснулись космическая биология и медицина, эргономика, инженерная психология. Но им присущи, Hd мой взгляд, некоторые недостатки в методике исследования.

Изучая, например, функции сердца или легких, представители этих наук пользуются статистическим методом расчета средних показателей организма. Например, исследуют деятельность сердца у сотен тысяч людей средней физической и психической подготовки и выводят средний показатель его работы для всех людей в даииых условиях. Но ведь еще великий физиолог академик И. П. Павлов утверждал, что наивысший подъем духа и физических сил человек проявляет в ситуациях экстремальных. К созданию таких ситуаций стремятся ученые многих стран, пытаясь выявить предельные возможности человека.

Недавно советские ученые провели интереснейший эксперимент такого рода. Группу из четырех человек с запасом еды и воды иа трое суток, единственной палаткой и той одеждой, что была на них, «забрасывали» то в снега Арктики, то в непроходимые леса, то в жаркие пески пустыни. Но задача у иих была всегда одна: прод^р жаться как можно дольше! Испытатели добросовестно выполняли предписания ученых. Разумеется, участники эксперимента вели себя неодинаково, в зависимости от физических возможностей, психологического настроя, умения приноравливаться к обстоятельствам. Так, в

пустыне двое продержались иа своем запасе воды около трех суток, одии потерял сознание утром на второй день, другой сдался к вечеру первого дия. Поведение каждого внимательно изучалось, состояние систем организма фиксировали приборы, и, казалось бы, более достоверных результатов не может и быть.

Но вдумайтесь в ситуацию: люди находятся в трудном положении, однако разве они не зиают, что по-гибнуть-то им не дадут! И разве осознание этого похоже на то психологическое состояние, которое возникает нри действительно опасных ситуациях? При пожаре, землетрясениях, авариях... Конечно же, все системы испытуемых функционируют в таких условиях на сниженном диапазоне и пределов своих не достигают. Стало быть, даже самый «чистый», отлично продуманный эксперимент ие дает в полной мере достоверных результатов. Но их могут дать исследования человека, действительно оказавшегося в экстремальной ситуации, когда резервы его организма и психики проявляются в уму непостижимых поступках, требующих невероятного напряжения.

Чуть ли не легендой стал случай с полярным летчиком, происшедший несколько лет тому назад. Во время вынужденной посадки на Севере ои вылез из кабины, чтобы осмотреть поврежденное шасси. Присел иа корточки и вдруг ощутил на своем плече тяжелую лапу белого медведя! Опомнился ои лишь на крыле самолета, где оказался, сам не зная как, прыгнув в ватных брюках, куртке и меховых сапогах на высоту 2 м!

А история с пожилой женщиной, которая, проснувшись во время пожара, впопыхах схватила, вероятно, самую дорогую для иее вещь и стащила ее с третьего этажа на первый. То был большой тяжеленный шкаф — после пожара его смогли занести обратно лишь трое мужчин!

Но ведь такие эксперименты специально ие поставишь. И вот тут-то ученым

ПОМОЖЕТ СПОРТ.

Да, есть вид деятельности человека, в котором его двигательные, психические и иные функции осу-

12

НА ВОПРОСЫ «ТМ» ОТВЕЧАЮТ КРУПНЕЙШИЕ