Техника - молодёжи 1983-03, страница 21

Техника - молодёжи 1983-03, страница 21

будущего, которое, по его мнению, принадлежит науке, — но не в той ее форме, что была заложена в XVII и полностью развилась к началу XX века. Чуткий к пониманию роли живого на планете, он беспокоился именно о судьбе всего живого и желал убрать те мировоззренческие препоны, которые мешали человечеству это осознать. «Мне кажется, что теория познания в наших конкретных науках о Земле не может дать многого. Она выросла на научных теориях физики и математики, всецело основанных на понятиях. Между тем, в науках о Земле мы имеем дело с понятиями, неотделимыми от реального объекта, и наша логика должна с ними считаться...»

В поисках целостного мировосприятия он обращался к древним и современным индийским философам: «Мои современники — Рама-кришна, Ганди, Вивекананда».

Что же потрясало его в XX веке?

«Прежде всего резкий рост темпа научного движения, захваченных им площадей, охватывающих всю планету, мощность изменения наукой планеты, что позволяло предвидеть научные движения, размаха которым в биосфере еще не было. Вырос научный аппарат, охватывая миллиарды и миллиарды фактов эмпирическими обобщениями, гипотезами, научными теориями. Стираются грани между науками, ученые

прогнозы, распоряжения для практической деятельности, формирующей условия существования человека и качество окружающей среды...

Каковы же функции науки в атом процессе? Ну, прежде всего она должна определить, что считать «стандартом» состояния окружающей среды в данный момент и в будущем, выработать требования к получаемой информации. Что считать лишним, а что необходимым. Какие данные надо собирать и как их преобразовывать, чтобы вырабатывать самые эффективные решения. Наконец, как построить реальную систему управления качеством окружающей среды.

В свое время В. И. Вернадский писал: «...Социализм есть государственная форма создания ноосферы». Советское государство одной из своих главных задач считает сохранение окружающей среды, рациональное преобразование биосферы. Недаром в статье 19 Конституции СССР записано: «В интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны н научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного н животного мира, для сохранения в чистоте -воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей среды».

Советская наука помнит заветы В. И. Вернадского. И хотя до окончательной перестройки биосферы еще очень далеко, советские ученые постоянно работают над претворением в жизнь великой идеи построения ноосферы. И наше время благоприятствует им в этом. Ведь, как писал В. И. Вернадский: *...Мы переживаем не только исторический перелом, но и планетный

2*

специализируются не по наукам, а по проблемам». По сути, системный подход к явлениям уже ясно ощущался Вернадским, хотя введен он был в научный обиход уже после второй мировой войны.

Три реальности космоса вскрылись, отмечает он, в нашу эпоху: реальность в области жизни человека, реальность микромира атомных явлений и реальность космических просторов, охваченные единой областью познавания Разумом. Возникла теория относительности, объединив понятия «время» и «пространство» в комплекс «время — пространство», изучение которого впервые начато сознательно.

В социальной сфере «идея объединения всего человечества становится реальностью только в наше время, и то, очевидно, становится пока только реальным идеалом, в возможности которого нельзя сомневаться. Ясно, что создание такого единства есть необходимое условие организованности ноосферы, и к нему человечество неизбежно придет».

«Под влиянием интенсивного роста научной мысли на первое место выдвинулось прикладное значение науки как в общежитии, так и на каждом шагу: в частной, личной и коллективной жизни. Государственная жизнь охватывается научным мышлением в небывалой степени. Выступает новая идея — рано или поздно — о государственном объединении усилий всего человечества. В сущности — это государственное проявление перехода биосферы в ноосферу...»

Но, с другой стороны, он признается :

«Вопрос о моральной силе науки становится на повестку дня. Моральная неудовлетворенность ученых непрерывно растет, с 1914 года она все увеличивается...»

В. И. Вернадский описывал, как выход из кризисной ситуации, некую форму «научного мозгового центра» по образцу Госплана, созданного в нашей стране впервые в мировой практике.

Прогнозируя рост человечества и проблему его выживаемости в условиях постоянства массы живого вещества, он снова и снова подсчитывает интенсивность и формы вероятной биогеохимической активности человека.

Поскольку его «движение деятельности» повернуто вспять быть не может, ибо опирается на глубокие корни стихийного геологического процесса, В. И. Вернадский приходит к выводу, что будущее человечества во многом зависит от глубины научных знаний о Земле. Исходя из своего понимания истории науки, он предлагает новую

трактовку явлений жизни, не ту, по которой мы сегодня мыслим явления из реальных косных тел и веществ. Живое вещество имеет иную геометрию и, занимая ничтожное место в биосфере, энергетически выступает на первое место. Оно имеет диссимметрию и полярный вектор размножения. Пределы размножения массы жизни ограничены, хотя «требует проверки рабочая научная гипотеза о космическом обмене живых естественных тел». Количество химических соединений в живых телах безгранично...

Все это приводит его к выводу, что вся предыдущая научная работа человечества, изучавшего лишь косные тела, должна быть коренным образом пересмотрена. Сами биологические науки проникнуты, по существу, представлениями и навыками, сторонними точному естествознанию. «Они опираются даже на более отсталую базу, для которой в XX столетии не должно быть места». Здесь ученый имеет в виду влияние идеализма, как наследия философской мысли прошлых веков, и вульгарного материализма, не признававшего отличия живого вещества от косного.

«Сегодня, за сто лет научной работы, — пишет он в 1938 году, — биолог не получил ни одного указания, что он ближе к выяснению проблемы, чем в 1838 году (!). Проблема абиогенеза — самопроизвольного зарождения живых организмов — до сих пор остается бесплодной, парализующей настоящую назревшую научную работу. Конечно, долго так продолжаться не может...»

Он умер в 1945 году, предсказав появление атомной бомбы, и полный глубоких раздумий о судьбах живого вещества, частью которого является человечество...

К 1-й отр. обложки

Рис. Роберта А в о т и н а

«Эволюция научной мысли обязательно выведет человена в космическое пространство», — говорил В. И. Вернадский. Пророчество ученого сбылось.

«ОКНО В БУДУЩЕЕ» - эта рубрика появилась на страницах «ТМ» уже в первые годы существования журнала. Еще в 1937 году мы опубликовали рассказ о «Ракетном вокзале будущего», а за два года до начала космической эры на нашей обложке был помещен рисунок художника Кольчицкого «Орбитальные станции». Мы воспроизводим его вновь в виде фрагмента 1-й стр. обложки этого номера. Сегодня эта картина стала вполне привычной. Мысли В. И. Вернадского о распространении ноосферы за пределы Земли воплощаются в жизнь.

19