Техника - молодёжи 1983-08, страница 65

Техника - молодёжи 1983-08, страница 65

вот гвоздь,

ВОТ ПОДКОВА-РАЗ, ДВА И ГОТОВО!

Н 3-й стр. обложим

ФРИДРИХ МАЛКИН, инженер-патентовед

Точная дата, как и место рождения этой немудреной, но очень нужной вещи неизвестны. Во всяком случае, прямыми предшественниками подков — а именно о них пойдет речь — можно считать и «солеа» — железные башмаки для коней, придуманные древними римлянами, и циновки из соломы или материи, которыми заботливо обматывали копыта японцы...

Что же касается железных и бронзовых подков, удерживаемых гвоздями, то принято считать, что их изобрели те же римляне в III веке до н. э. С тех пор довольно долго подковы существенно не менялись, представляя собой железную пластину с «грунтозацепа-ми», повторяющую форму копыт.

Только в последнее столетие лошадиная обувка претерпела «ряд волшебных изменений». В частности, в 1890 году англичанин Л. Ланкастер придумал комбинированную подкову, в углубления которой вклеивались вставки из твердых пород дерева (пат. Германии № 53032, рис. 1). По мере износа вставки было нетрудно заменить новыми.

Не желая отставать от технического прогресса, некий Г. Джером, житель Чикаго, предложил заменить железо более легким алюминием, а для прочности вставлять между шипами спиральки из стальной ленты (пат. Германии № 797886, 1895 год, рис. 2).

В последние же десятилетия на лошадиную обувку пошла и пластмасса, в частности полиуретан, о чем свидетельствует патент США № 3469631, выданный в 1969 году. Само собой разумеется, что пластиковые подковы стираются быстрее, нежели металлические. Возможно, поэтому уже в следующем году английские изобретатели поспешили запатентовать в США (№ 4215750) подковы, изготовленные из сверхпрочного титана с добавками алюминия, молибдена и циркония. Такое изделие прослужит, конечно, очень долго, но вряд

ли получит широкое распространение по причине весьма высокой стоимости.

Испокон веков подковы прикрепляли к копытам гвоздями. К сожалению, этот способ нельзя отнести к числу идеальных — со временем шляпки гвоздей стесываются, крепление подковы ослабевает, сам гвоздь в копыте расшатывается. И вообще, когда в копыто при ковке один за другим всаживают гвозди, вряд ли лошадь испытывает при этом удовольствие. В 1892 году немец А. Шредер из земли Ганновер попробовал расклепывать подкову в кольцевую канадку, предварительно прорезанную по краю копыта (пат. Германии № 65440). Другие же умельцы обошлись не только без гвоздей, но и без ножа — они предложили крепить подкову к копыту всевозможными стяжками, ремешками, цепочками, пружинами. Или, скажем, металлической лентой, туго стягиваемой гайкой (пат. США № 2056373, 1936 год, рис. 3). Справедливости ради заметим, что американцев нельзя считать изобретателями подобного устройства. Дело в том, что еще в 1840 году французскому кавалеристу Виктору де Жуй, состоявшему на службе в российской армии, выдали привилегию № 185 на «гипосанда-лии». Эти оригинальные подковы состояли из верхней и нижней частей, соединенных шарнирно штифтом, упиравшимся в задний уступ копыта. Изношенные «гипосанда-лии», конечно, нетрудно заменить целиком, но это не всегда удобно. Иное дело, если прикрепить к копыту только основную часть подковы и По мере надобности ставить на место истершейся нижней части новую. Именно такую конструкцию разработал в 1906 году немец И. Роткамп (пат. Германии № 173304). Сменная часть придуманной им подковы (р и с. 4) держалась с помощью винта, находившегося в резьбовом отверстии основы, закрепленной на копыте.

Однако можно поступить и гораздо проще: покрыть верхнюю сторону подковы клеем и крепко прижать ее к копыту до полного «схватывания». Приблизительно так выглядел процесс «ковки» по американскому патенту № 3302723, выданному в 1967 году (р и с. 5). Но и этот способ не лишен существенных недостатков. Начнем с того, чтэ нелегко подобрать такой состав клея, который и подкову удерживал надежно, и копыто не разъедал, и воды не боялся. Кроме того, не стоит забывать и о том, что большая часть клеев подсыхает цовольно медленно, что, безусловно, не устраивает ни всадника (или кучера), ни лошадь.

Возможно, поэтому некоторые изобретатели попробовали найти способ ускорить процесс склейки. В частности, американец Д. Спенсер разместил в углублении, проделанном в копыте, металлическую проволочку (пат. США № 3664428, 1972 год, рис. 6), концы которой были выведены наружу. Процесс ковки коня выглядел, что и говорить, необычно: смазанную клеем подкову прижимали к копыту, проволочку подключали к источнику тока, она, естественно, нагревалась, и клей быстро затвердевал. Проволока так и оставалась внутри копыта, и при необходимости лошадь можно было перековать «электрическим способом».

Как известно, лошади бывают разных пород, мастей и... размеров. От массивных, неторопливых битюгов до изящных, миниатюрных пони. И всем требуются подковы. Но ведь даже коням одной породы не сразу подберешь подходящую обувку. Взявшись решить эту проблему, некий Р. Ордт еще в 1877 году снабдил концы подковы отверстиями с правой и левой резьбой (пат. Германии № 1357, рис. 7). Вращая вставленный в эти отверстия болт с двусторонней нарезкой, можно было сжимать или расширять подковы, подгоняя их под то или иное копыто.

Более хитроумное устройство придумал спустя столетие JI. Бьюкале. Американский патент № 3913679 ему выдали на универсальную подкову, «автоматически» изменяющую свои форму и размеры. А секрет был прост — она выполнялась не из цельного куска металла, а из отдельных звеньев, связанных проволочными стяжками, что и обеспечивало ей должную гибкость (1975 год, рис. 8).

Пожалуй, каждому известно, что подковы нужны не только для того, чтобы защищать копыта животных. Они еще и обеспечивают надежное сцепление копыт с дорогой, особенно со скользкой. С этой целью еще предки нынешних кузнецов стали снабжать подковы выступами или шипами. Начало было положено, а уж потом за дело взялись изобретатели.

В 1869 году Р. Гуденеф получил российскую привилегию № 7 на подкову со сменными шипами. Как утверждал изобретатель, его устройство обеспечивало «прочное сцепление подковы с почвою при помощи шипов, которые могут быть острыми или тупыми, смотря по роду пути, чем сберегается мышечная и нервная сила лошади, а также полная безопасность от скольжения». Что и говорить, изложено тяжеловато, но суть новинки представлена довольно точно.

♦Но разве «грунтозацепы» не мо-

63