Техника - молодёжи 1983-09, страница 65

Техника - молодёжи 1983-09, страница 65

\Аосье эрудита Сэ, демисэ, сантисэ...

Говоря о торжестве десятичной системы мер, разработанной в нонце XVIII века учеными революционной Франции, многие из нас упускают из виду, что потомство отвергло одну из трех предложенных тогда основных единиц — единицу времени. И в международной системе, где принцип десятичного деления проводится со всей строгостью, единица времени — секунда — представляет собой исключение из общего правила. В этой системе секунда определяется как «часть 1/31556925,9747 тропического года для 1900 г. января 0 в 12 часов эфемеридного времени».

Долевые части этой столь непросто определенной единицы образованы по десятичной системе — децисе-кунды, сантисекунды, миллисекунды и т. д. А вот кратные представляют собой весьма замысловатый набор: минута — 60 секунд, час — 3600, сутки — 86 400. Такой же принцип издревле был заложен в разделение дуги окружности, тесно связанное с единицей времени. Дуга окружности делилась на 360 градусов, каждый градус — на 60 минут, кажда~1 минута — на 60 секунд. Значит, дуга окружности состояла из 1296 10' секунд.

Ученые революционной Франции предлагали заменить эти соотношения более рациональными. Сутки, по их мнению, следовало разделить на 10 часов, каждый час — на 100 минут, а каждую минуту — на 100 се

кунд, так что в сутках должно было насчитываться 100 000 секунд. Что же касается дуги окружности, то ее предполагалось разделить на 40U градусов, каждый градус — на 100 минут, а каждую минуту — на 100 секунд. Таким образом, дуга окружности должна была состоять из 4 000 000 секунд. Эти системы были отвергнуты под тем предлогом, что десятичные часы слишком «крупны» для повседневной жизни, и XIX век изобилует предложениями, более приспособленными к практическим нуждам.

Так, французский химик Шанкуртуа считал целесообразной систему, при ното-рой в сутках было бы 40 часов, а в онружности — те же 400 градусов. Главным недостатком его новинки современники сочли на сей раз то, что единицей десятичного деления служат не полные сутки и дуга окружности, а их четвертые доли.

Более практичный англичанин Саррутон предлагал оставить в сутках 24 часа, но разделить час на 100 минут, а минуту — на 100 секунд. А чтобы привести в соответствие единицы угла и времени, следовало, по его мнению, разбить дугу окружности не на 360, а на 240 градусов. Француз Букэ де ла Грэ держался иного мнения, согласно которому сутки следовало разделить на 20 частей, а дугу окружности — на 200. Чтобы отличать получающиеся при этом единицы от традиционных часов и минут, де ла Грэ придумал новые названия: для единицы времени — хрон, а для угловой единицы — мер.

Последней была попытка американца Рей-Палады. Строго придерживаясь десятичного принципа, он делил сутки и окружность на 100 единиц, названных им соответственно сэ и сир. Изобретатель был настольно уверен в торжестве своей системы, что позаботился даже о названии долевых частей придуманных им единиц: демисэ, сантисэ, деми-сир и сантисир.

Увы, несмотря на все обещаемые энтузиастами выгоды и удобства, ни одна из этих систем не восторжествовала.

О. КУРИХИН, канидат технических наук

Филателия и геометрия

вызов Евклидовой геометрии. Две из этих марок показаны справа.

А. СЛАДКОВ, инженер-химик

Необычный сюжет был избран недавно ^ля австрийской почтовой марки (с л е в а). На миниатюре воспроизведена так называемая невозможная кубическая конструкция, изображенная голландским графиком М. Эшером. Если вглядеться в рисунок, то нетрудно заметить, что он лишен веяного логического смысла, реального содержания и представляет сабой чисто абстрактную геометрическую фигуру.

Почему же в таком случае «бессмысленная конструкции» воспроизведена на марке? Это не случайно. Именно таной и была эмблема X Международного математического конгресса, состоявшегося осенью 1981 года в Инсбруке, которому посвящена эта миниатюра.

У австрийской почты нашлись последователи в Швеции. Там в 1982 году вышла серия марок, на которых художник О. Рейтерс-ферд изобразил невозможные фигуры, бросающие

От редакции. Публикуя эту заметку, считаем уместным напомнить, что журнал в свое время поместил ряд статей инженера Ю. Федорова, посвященных «невозможным» объектам (см. «ТМ», Hi 4 за 1972 год, № 4 и 9 за 1873 год). Столь странных фигур было рассмотрено около 40, причем большей частью предложенных самими читателями. Но главное, был сделан вывод, что если «невозможные» объекты проанализировать как обычные двухмерные проекции, то на основе правил проекционного черчения можно отыскать их возможные трехмерные модели. Больше того, журнал поместил снимки таких моделей, изготовленных московским архитектором В. Ко-лейчуком и нашим читателем А. Кайгородовым из города Заводоуковск Тюменской области. Они сфотографированы с определенной точки, когда видится как раз «несуществующий» предмет.

Наша справка

К вопросу о приоритете

Перевернутая вода

У египтян, знавших только Нил и его притоки, которые дружно текли с юга на север, слово «юг» означало то же самое, что и выражение «вверх по течению», а слово «север» — «вниз по течению». Когда же они обнаружили существование Евфрата, направленного с севера на юг, то потрясение их было настолько велико, что это нашло отражение на надгробном обелиске фараона Тутмоса I, где /поминается «переверну

тая вода, которая движется

Стеклянным волокном сегодня никого не удивишь. Оно употребляется в сельском хозяйстве, промышленности, радиоэлектронике. Не-| которые считают, что такое волокно — изобретение наших дней. Однако это совсем не так. Впервые тонкие нити из стекла, пропустив расплав через дюзы, получил еще в 1841 году немецкий химик Л. Швабе. Следовательно, этой разработке почти 150 лет. Швабе прозорливо предрекал, что стекловолокно можно использовать в костюмах для пожарных.

зниз по течению, двигаясь зверх по течению».

Н. МИХАИЛЕНКО

300 лет назад итальянский врач Рамадэини опубликовал первый труд о профессиональных заболеваниях. Он тщательно описал болез

ни, которые получают рабочие на текстильных и металлургических фабриках. В книге содержался призыв конструировать машины так, чтобы они меньше пылили и шумели. Однако тогда этим мнением просто-напросто пренебрегли.

В конце XIX века идеи итальянского коллеги развил немецкий врач А. Гротиан, ставший родоначальником современной социальной гигиены и врачебной охраны труда.

В 1981 году в Берлине был отмечен 100-летний юбилеи первой телефонной книги. Называлась она «Список абонентов, участвующих в телефонной сети Берлина». В книге было всего 27 страниц, на которых приводились номера 152 владельцев телефонов. Сведения же о том, что первый в мире телефонный справочник был выпущен в Нью-Иорне, не верны. Американцы запоздали примерно на три года, х->тя их книга была солидней по объему, чем берлинская.

Г. МАЛИНИЧЕВ

...... Т___

5-Ы—г-