Техника - молодёжи 1985-01, страница 13

Техника - молодёжи 1985-01, страница 13

гами этих исследований и экспериментов пользуются все страны-участницы. Свои положительные результаты дала и совместная советско-американская программа «Союз» — «Аполлон». Однако достойно сожаления, что теперь представители НАСА держатся отчужденно, не принимают советских предложений о продолжении сотрудничества и не выдвигают собственных. Это недальновидная политика — разобщать усилия человечества в освоении космического пространства вместо того, чтобы их объединять.

— Светлана Евгеньевна, еще бытует мнение, что некоторые профессии являются сугубо «мужскими», например, профессия космонавта. Они, дескать, обедняют женскую душу. Ваш ответ сторонникам такой точки зрения?

— Их опасения напрасны. Это, конечно, сложная работа, но я считаю, что сложность не обедняет душу, а обогащает. Специальность космонавта вполне подходит для женщин. Она дает мощный эмоциональный заряд, оставляет незабываемые впечатления как от подготовки, так и от самого полета. Не секрет, что именно женщины обладают повышенной чувствительностью, лучше приспособлены природой к точным, я бы сказала, скрупулезным операциям. Наконец, ограниченный объем космического корабля или станции, характер выполняемой программы требуют поддержания в коллективе особого психологического микроклимата, и здесь женщина может сыграть определяющую роль.

Так что опасаться за «женскую душу», я думаю, нет нужды. Сколько в мире женщин — математиков, врачей, инженеров, а женщина остается все той же, ничуть не становится рациональнее и прагматичнее.

— Ваши увлечения, хобби?

— Вообще-то, если человек находит свое призвание, то свободного времени на какие-то особые увлечения у него почти не остается. Люблю литературу. Какого-то одного писателя выделить не могу, просто есть любимые произведения многих советских и зарубежных авторов. Очень люблю прогуляться по Москве — ведь я родилась тут и выросла. Увлекаюсь спортом: волейболом, баскетболом. А если говорить о тех видах спорта, которые нравятся мне как зрителю, то это фигурное катание, спортивная гимнастика, хоккей. Раньше «болела» за отдельные хоккейные команды, теперь — за сборную СССР.

— Светлана Евгеньевна, вы — член Советского подготовительного комитета XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Приходилось ли вам самой участвовать в международных встречах? Как вы оцениваете развернувшуюся сейчас подготовку к XII Всемирному!

— Когда в Москве проводился VI Всемирный фестиваль, я была школьницей, но хорошо помню, какой это был грандиозный праздник. Если говорить о моем личном участии в молодежных встречах, то вспоминается поездка во Вьетнам в 1983 году в составе делегации советской молодежи. Навсегда запомнился оптимизм многострадального вьетнамского народа. Покорило очень теплое отношение к советским людям. Казалось, даже вьетнамским ребятишкам важно не столько то, что я летала в космос, сколько то, что я — из Советского Союза!

Подготовка к XII Всемирному развернута широкая и многоплановая. Как члену СПК мне довелось ознакомиться с основными предложениями по программам фестиваля — политической, культурной, спортивной, детской. На мой взгляд, много ценных, интересных идей. Предстоит, конечно, определенная доработка, но в целом эти программы производят внушительное впечатление.

Надо отдать должное патриотизму нашей молодежи, которая провела Всесоюзный комсомольско-мо-лодежный субботник, а сейчас развернула движение «40-летию Великой Победы — 40 недель ударного труда!». Буквально на глазах растет Московский Дворец молодежи. Радуют и сообщения о подготовке к фестивалю за рубежом.

Я уверена, это будет праздник дружбы, праздник братской солидарности, праздник всех молодых борцов за мир во всем мире.

Беседу вел Василий ФАРТЫШЕВ

Стихотворения номера (НФ-поэзия)

Александр СУВОРОВ, г. Сыктывкар

Марафон

Тысячелетие мое!

Как близок финиш! И как далек

уже забытый старт! Вот-вот в последний спурт

ты сердце кинешь, еще чуть-чуть —

и ты войдешь в азарт. В твоем невероятном марафоне, быть может, смысла ни на йоту

нет

А я?

Я на твоем огромном фоне почти ничто —

мне только сорок лет. Но ты — мое.

И это не наивность. Ведь я

и был, и есть, и буду — твой, и я могу

на честную взаимность рассчитывать

на финишной прямой. Прибавишь ты,

и я прибавлю тоже — наш бег ускорит яростный азарт. Не скоро

люди испытают то же, что испытаем мы...

И снова старт!

♦ * ♦

Кто-то смотрит на нас в окуляры

с далеких планет и пытается вникнуть в секрет

наших радиописем. Мы свободны в мечтах, и в делах, и в заботах, но нет — мы от вечной Вселенной, как дети от матери, крепко зависим. И, как мать, мы ее узнаем.

Вот улыбка ее... Вот сердита она...

А вот весела и счастлива... Мы еше так малы,

мы огромное детство свое проживаем беспечно,

небережно И торопливо. Впереди у нас вечность —

бескрайнее множество лет, и крутые дороги

к немыслимым безднам и высям... Кто-то смотрит на нас в окуляры

с далеких планет и пытается вникнуть в секрет наших радиописем.

и