Техника - молодёжи 1985-05, страница 20

Техника - молодёжи 1985-05, страница 20

/золжгю пать септднг.

540

ПО ГРАФИКА

ЗАВОД И ВРЕМЯ

АНДРЕЙ НАСОНОВ, наш спец. корр.

Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени электроламповый завод. Нет сомнений, что это предприятие хорошо знакомо не только москвичам, но и всей стране.

Биография завода-ветерана отсчи-тывается с дореволюционных времен, когда в 1906 году 16 рабочих были приняты в открывшуюся электроламповую мастерскую. В годы Советской власти быстро рос завод. Темпы развития, организации труда диктовались темпами развития энергетики страны в предвоенные годы. Об этом за месяц до вероломного нападения фашистской Германии на нашу страну рассказал журнал «Техника — молодежи». Рассказал о новом трудовом почине, родившемся на МЭЛЗе, — работать по строгому суточному графику.

Но недолго пришлось трудиться в новом режиме: война поставила другие задачи, определила свой, военный распорядок работы. На смену ушедшим на фронт рабочим к станкам и машинам встали их матери, жены, дети. Продукция по-преж-нему выходила и отправлялась во все уголки нашей необъятной Родины и, конечно же, на фронт. Хрупкие лампочки с эмблемой МЭЛЗ освещали трюмы военных кораблей, холодные цехи эвакуированных заводов, операционные прифронтовых госпиталей... Даже когда сводки Советского Информбюро становились все тревожней и гитлеровцы приближались к Москве, завод работал иа полную мощность, выполняя сложные военные заказы.

С тех пор прошло больше сорока лет...

Сегодня первенец отечественной

электроламповой промышленности — головное предприятие Московского производственного объединения «Электроламповый завод» не узнать. За десятилетия изменился не только внешний облик предприятия. Не раз менялся в соответствии с требованиями народного хозяйства и ассортимент выпускаемой продукции. Совсем уже не выпускают здесь бытовки (обычные осветительные лампы) — им на смену пришли сложные электровакуумные приборы, применяемые почти во всех отраслях современного производства и науки. Качественно изменилось производственное оборудование завода. Мы не смогли отыскать тот самый седьмой цех газонаполненных ламп и его 49-ю линию, о которой так подробно рассказывалось в предвоенном материале.

Попробовали было расспросить рабочих, но большинство из них вообще не слышали об этом цехе, затруднялись показать и ветераны, где он тогда находился. А секретарь парткома завода Галина Ивановна Дрозд сказала:

— Так ведь цех газонаполненных ламп давно расформирован. Сейчас его продукцию выпускают на других предприятиях страны, но не нужно отчаиваться. Есть человек, который может рассказать о том времени и наверняка узнает всех, кто изображен на фотографиях, — и она нажала кнопку селектора.

— Георгий Сергеевич? Принимайте гостей.

Светлый кабинет заместителя начальника 8-го цеха. На столе акку

ратно сложены образцы выпускаемой продукции, вдоль стен вытянулись полки с различного рода документацией, чертежами. В комнате идеальная чистота, несмотря на то, что за стеной цех с тысячами огнедышащих машин и разных станков. А ведь когда-то кабинеты начальников цехов напоминали фронтовые блиндажи с плотно занавешенными в целях светомаскировки окнами и тусклыми лампочками.

— Проходите, садитесь. Как же, наслышан уже о статье довоенного времени. Интересно было бы взглянуть.

И мы снова достали толстую, но уже испытанную временем подшивку журнала, на которой стояли цифры «1941». Георгий Сергеевич с особой нежностью перелистывал старые страницы. Да так, наверное, и должно было быть, ведь на этих пожелтевших листах — юность его поколения. И пусть о Садчикове в том репортаже с МЭЛЗа не написано ни строчки и нет его фотографии, все равно имена товарищей, с кем в трудные времена пришлось работать, делиться радостями и огорчениями, напомнили ему о лихолетье.

Ведь он, как и многие другие его сверстники, вихрастые мальчишки и девчонки с косичками, сразу из-за школьной парты пришел на завод, где трудились его родители. И уже через несколько дней слился с производством и солидно, как заправский рабочий, предъявил вахтеру пропуск, где значилась специальность — настройщик автоматов сварки электродов.

Помрачнел завод, перешел на казарменное положение. Теперь он

18