Техника - молодёжи 1986-03, страница 26

Техника - молодёжи 1986-03, страница 26

...Об истории дноуглубления на морях и реках интересно рассказывал мне начальник службы эксплуатации Каспрейдморпути Николай Дмитриевич Абакшин, проработавший в этой отрасли около 20 лет. Столь немаловажное дело началось еще в глубокой древности и развивалось по мере увеличения грузоподъемности, а значит, и осадки судов.

Первый дноуглубительный снаряд был изобретен голландским инженером Корнелиусом Майером в 1695 году и приводился в действие лошадьми. А поскольку Голландия с помощью защитных земляных дамб осушала мелководные участки моря с плодородной почвой, там впоследствии стало интенсивно развиваться производство землечерпательных агрегатов. Они изготавливались как для собственных нужд, так и для продажи за границу.

В 1747 году в Англии была построена первая многоковшовая (с деревянными черпаками) землечерпалка на конном «ходу». Тремя годами позже такая же машина появилась во Франции, однако черпаки у нее были уже железными.

Первая паровая землечерпалка была построена в 1796 году Джеймсом Уат-том, его изобретение и положило начало быстрому росту дноуглубительных работ во многих странах, в том числе и в России.

В 1874 году такие работы начались в устье Волги, где до тех пор судоходство обходилось естественными глубинами. Был прорыт подводный канал, который получил название Волго-Каспий-ского. За прошедшие со времени начала строительства годы в связи с постоянным падением уровня Каспийского моря его длина увеличена до 188 км.

Волго-Каспийский канал — уникальная грузомагистраль, главный фарватер Волги. Она, как известно, в дельте разделяется на тысячи мелководных рукавов, и, прекратись здесь ежегодные дноуглубительные работы, количество этих «ручейков» увеличилось бы в 2—3 раза, и стали бы они еще мельче.

Многие миллионы тонн грузов перевезены по Волго-Каспийскому каналу за истекшие 111 лет. И все это время, в течение всех навигаций, Каспрейдмор-путь обеспечивает заданные габариты и глубину канала.

Сейчас, пожалуй, не сыскать страны, где бы не трудились земснаряды. Они используются при сооружении морских и речных портов, подходных каналов к ним, при строигельстве ГЭС, промышленных предприятий, заводов и фабрик на берегах морей, рек и озер, при прокладке подводных кабелей, трубопроводов и на других ответственных работах, включая и строительство городов, микрорайонов на намытом грунте.

В нашей стране дноуглубительный флот является промышленным подразделением. Но багерный флот — технический флот. Для непосвященного он якобы второразрядный, «второсортный» и даже непрестижный с точки зрения молодого человека, выбирающего профессию. Многие выпускники мореходных училищ не задерживаются подолгу на земснарядах, шалан-дах-грунтовозах — увольняются, едва-едва «вытянув» обязательный срок после распределения, а то и просто дезертируют или, что еще возмутительнее, не являются к месту работы.

Об этом мне с грустью поведал начальник КаспрейдморЬути Петр Петрович Саблин, багермейстер-ветеран, Герой Социалистического Труда.

— И я ничего не могу предпринять,— сетовал он.— Ни прав у меня, ни санкций, одни только обязанности: работу получше выпускнику предоставь, квартиру подай и тому подобное... Да откуда у вас, спрашиваю, ребятки, сразу такой «набор» претензий? Кто вас этому научил — еще ничего не сделав, все получить?.. Ну, ладно, не романтичный у нас флот, «стоячий». Вполне понимаю, когда иной парнишка, случается, и девушке своей стесняется признаться, что, мол, на земснаряде работает... И ставки, ставки у нас невысокие, меньше, чем на любом заводе. Кто на них прельстится? Но, с другой стороны, посмотрите: без нас ведь ни одно судно навигацию не откроет. Мы — своего рода саперы, первые идем, фарватер прокладываем и не только его углубляем, но и оснащаем средствами навигационного оборудования. А как молодым объяснишь, что наш труд очень важен, если у них уже сложилось предвзятое мнение? В прошлом году у меня одиннадцать старых механиков ушли на пенсию. А пришло? Только пятеро, и то — надолго ли?

Вот и задумываешься: надолго ли придет молодой матрос, механик в, багерный флот? Надолго ли посвятит себя профессии столь нелегкой, непростой и очень нужной, но не поднятой на флоте в ранг престижных?

— Да, современный морской и речной флот не может существовать без дноуглубительных работ,— подтверждает главный инженер Каспрейдморпути Михаил Ильич Лавров.— Почему? Русло Волги, например, отличается ин

тенсивными заносами. За зиму река «мелеет» из-за этого на полметра. Сильно деформируются берега в период весеннего паводка, сносящего грунт в реку. Свыше 5 млн. м3 грунта извлекается за одну навигацию со дна и перемещается в береговые и подводные отвалы в стороне от фарватера. Практически за один месяц до начала навигации по всему Волго-Каспийскому каналу обеспечивается проходной фарватер. Обеспечивается и поддерживается до самой ледяной шуги.

Считается, что каждые 20— 25 лет наш флот коренным образом модернизируется. В середине 60-х годов произошла замена паровых земснарядов на дизельные, но и их маневренность оставляла желать много лучшего, поскольку были они несамоходными — к месту работы их приходилось буксировать. Мы же на значительном участке канала работаем в открытом море, и наши земснаряды, чтобы проходить фарватер, должны двигаться, то есть обладать само-ходностью. Прошло 20 лет, и понадобился новый дноуглубительный флот, поистине современный, самоходный, маневренный, оснащенный автоматизированными средствами ведения процесса. И такая модернизация началась. «Волга» — судно из новой серии земснарядов, которое мы получили. Однако замена устаревших судов на новые не совсем согласуется с нашими потребностями.

«Волга» хоть и хороший земснаряд,— продолжает М. И. Лавров,— но нам он достался, как кот в мешке. Его проекта никто из Су-доимпорта нам не показывал. Начали осваивать судно — не все получается. Пришлось вызывать чехословацких специалистов, да и свои кадры переучивать — мы же совсем не были готовы к эксплуатации такой техники. Да и вообще, судоторговле и судостроению не мешало бы относиться к нашим потребностям с большим вниманием. А их у нас немало. Но прежде всего мы считаем, что конструкция земснарядов, дабы отвечала нашим условиям работы, нуждается в основательных усовершенствованиях.

В чем они заключаются? Первое: применяемая ныне стационарная рама рабочего инструмента ограничивает широту захвата грунта, а значит, резко снижает маневренность земснаряда; нужна вы

24