Техника - молодёжи 1986-04, страница 18

Техника - молодёжи 1986-04, страница 18

коридору. Помню, раз среди зимы потеплело. На термометре — минус 24° С, я же весь день в пиджаке проходил: казалось, будто весенним теплом повеяло Но климат климатом, а работа работой. И даже в самые лютые морозы и ветры на Ямбурге рабочая погода. Признаюсь, мечта у меня есть, чтобы и на этом промерзлом песчаном острове посреди болотистой тундры росли кусты и деревья, а в теплицах зрели помидоры. Приезжайте к нам через несколько лет, сами увидите.

Не знаю, как через несколько лет, но два посаженных заботливыми руками дерева в Ямбурге я уже видел. Несколько кустиков, кроме того, растут возле гостиницы, других строений. Человек стремится к уюту даже в экстремальных условиях. Но пока жизнь здесь сурова, а поэтому и курс развития Ямбурга выбран такой — он лишь место работы, вахтовый поселок строителей и газодобытчиков Рабочая смена — 40 дней, а затем — 20-дневный отпуск, когда вся вахта доставляется самолетами в Киев, Донецк, Тюмень, Ленинград, Днепропетровск или Запорожье — словом, домой, к семьям. Потом опять на работу.

Возникает справедливый вопрос: а выгодно ли возить людей через всю страну — с Украины, Северного Кавказа, из других дальних мест? К тому же, хотя у них и не набегает северный стаж, им платят немалые деньги. Скажем, даже рабочий, который в теплом помещении заклеивает автомобильные камеры, получает больше, чем на Большой земле директор иного предприятия...

Вахтово-экспедиционный метод, по мнению специалистов, целесообразен, когда используется в одном регионе. Лучше всего по принципу: базовый город — вахтовый поселок. На Тюменском Севере базовый город — Надым. Но лишь к концу пятилетки, когда он вырастет, как предусмотрено в плане, до 75 тыс. жителей, он сам сможет питать вахтовые поселки кадрами. Стране же нужен газ не только через пять лет, но и сегодня, а потому ямбургский вариант — это тот случай, когда мы вынуждены расплачиваться за ошибки прошлых лет. Наверное, расходы, а главное — сроки освоения новых месторождений можно было бы значительно сократить, если бы, скажем, лет пятнадцать нвзад был взят курс на

развитие Надыма как базового города, а не временного пристанища газовиков, если бы лет десять назад (разговоры об этом шли и раньше) появились сборные жилые домики вахтовых поселков со всеми удобствами. Увы, лишь недавно этот вопрос сдвинулся с мертвой точки.

Жить и работать на Крайнем Севере невероятно трудно, нужно было найти способы сократить время пребывания людей в высоких широтах. А для этого прежде всего необходимо быстрее сооружать наиболее трудоемкие объекты. Монтажники обратились к комплектно-блочному методу строительства, уже проверенному на других стройках Сибири. Но ведь здесь не просто блоки, а блоки-монстры, суперблоки, целые производственные единицы. Они со всем оборудованием изготовляются на предприятиях юга Тюменской области в обычных заводских условиях, а затем по воде специальными понтонами или по тундре на платформах с воздушной подушкой доставляются на место монтажа.

— Таким образом,— поясняет Борис Осколков,— если раньше для сооружения одной установки комплексной подготовки газа требовалось полторы-две тысячи строителей, то сейчас лишь несколько десятков монтажников и шоферов с самосвалами; остается заложить фундамент, состыковать трехсоттонные супер блоки — и готов цех. Первые суперблоки, смонтированные на понтонах, были доставлены по Оби в навигацию-85, потом на тех же понтонах, как на салазках, по снегу перевезены за 30 километров к скважине. Согласитесь, что так строить значительно проще, удобнее и рациональнее.

Известно мнение академика А. Г. Аганбегяна: на Севере, чтобы обеспечить всем необходимым одного работающего человека и его семью, надо потратить примерно на 20 тыс. рублей больше, чем на юге. Привлечь новую тысячу рабочих — значит, дополнительно затратить примерно 20 млн. рублей. Поэтому на Севере нужен минимум людей и максимум технического оснащения, должно быть рациональное разделение труда с уже обжитыми районами. Поскольку в сегодняшнем Ямбурге работает ограниченное число строителей, монтажников и эксплуатационников, то и в стационарном поселке пока нет особой необходимости.

А завтра? Не обвинят ли нас по

томки в близорукости, как в истории с Надымом? Ведь северные богатства не ограничиваются Ямбург-ским месторождением. И, наверное, наступит время, когда Ямбургу придется брать на себя роль опорной базы для освоения месторождений, лежащих еще севернее. Послушаем мнение человека, который пользуется на Севере большим авторитетом.

По местным понятиям, Владислава Владимировича Стрижева, директора объединения Надымгаз-пром, можно отнести к коренным северянам — он в этих краях почти полтора десятка лет. При его деятельном участии рождался Надым, ставший в конце концов базой освоения газоконденсатных и нефтяных месторождений Тюменского Севера.

— Именно в сокровищах,— говорит он,— которые таятся на Та-зовском полуострове и Ямале, заключается перспектива на десятки, а то и сотни лет. Можно ли здесь, в Надыме, жить? — такой вопрос задавали молодые люди вчера. Как здесь жить? — так ставят они вопрос сегодня. Приезжать на заработки налетом или по-настоящему обживаться, пускать корни, растить и воспитывать детей? Многое, к сожалению, мы рассматривали с позиции кратковременности пребывания в высоких широтах, но действительность вносит свои поправки. На Севере все внове, все по-другому. Свои достижения и... свои ошибки. Однако повторять их непозволительная роскошь. Вспомним, как рождался Надым. Тогда приходилось, да и нынче иногда приходится слышать речи о том, что, мол, не стоит возводить в тундре современный город — ведь кончится газ, и население разъедется. И останется мертвый город.

Но не кончился газ, наоборот, буровые «шагнули» еще дальше на север. А мощности базового города для решения возросших задач оказались слабоватыми. Поэтому Стрижев считает, что спор о том, строить здесь времянки или закрепляться прочно, несостоятелен. Допустим, и останутся когда-нибудь, через много десятков лет, города пустыми, но к тому времени их строительство уже окупится неоднократно. Ведь стоимость этих городов в сравнении со стоимостью промышленного оборудования (буровыми установками, трубопроводами и т. д.) составляет всего 10%. Для нас, нашей страны высшая

16