Техника - молодёжи 1986-04, страница 66

Техника - молодёжи 1986-04, страница 66

МЕТАМОРФОЗЫ ПО ЗАКАЗУ

Фридрих МАЛКИН,

инженер-патентовед

Продолжаем рассказ, начатый в прошлом номере, об изобретениях, основанных на использовании сплавов с эффектом памяти.

В новейших образцах множительной техники, например пишущих машинках, печатающие головки собирают из пучка игл. Выдвигаясь из корпуса в определенном сочетании, те образуют букву или знак и пропечатывают их на бумаге. Существенным недостатком таких устройств является громоздкость самих головок и сложность их кинематики. Чтобы упростить их, было предложено (а. с. 598773, 1978 год, рис. 1) каждую иглу выполнять из металла, обладающего памятью формы, так, чтобы в нерабочем состоянии они были бы частично изогнутыми. Их внутренние концы соединены с генератором знаков и крепятся на пластине, к которой подводится электроток. При поступлении от

К 3-й стр. обложки

генератора сигналов к определенным иглам они нагреваются и распрямляются, выдвигаясь из головки. Охладившись, они вновь изгибаются и утапливаются в головке.

А теперь обратимся к обработке металлов. Известно, что при изготовлении пружин упругую стальную проволоку обычно навивают на оправку. Операция, что и говорить, простая, только вот снять готовое изделие бывает трудновато. А что, если применить оправку из нитинола? Проволоку на нее наматывают при обычной температуре, потом оправку прогревают электротоком, и та «вспоминает», что ей следует быть подлиннее и потоньше. Тогда и снятие пружины даже сложного профиля не доставит никаких хлопот (а. с. 751482, 1980 год, рис. 2).

А как поступить, если из той же проволоки нужно изготовить пет

лю? И здесь лучше прибегнуть к «памятливому» нитинолу (а. с. 710736, 1980 год, рис. 3). Кусок проволоки вставляют между вали-ком-оправкой и вертикальной планкой — инструментом. Планку подогревают — она сгибается, обжимая проволоку вокруг оправки, а после отключения тока распрямляется, освобождая петельку.

Эффект памяти, заложенный в сплавы, можно применять и в транспортирующих устройствах. Например, в таком. Длинный стержень — он же транспортирующий элемент — расположен внутри рамы, на которую укладывают груз. Один его конец крепится к основанию, а другой, с роликом, находится в криволинейном копире (а. с. 933572, 1982 год, рис. 4). При подаче электротока стержень удлиняется, его конец с роликом поднимается в пазе копира, одновременно приподнимается и груз над рамой. После охлаждения стержень укорачивается, груз вновь попадает на раму, но... переместившись на расстояние, соответствующее удлинению транспортирующего элемента.

ЦЕНА РИСКА

Полеты американских транспортных космических кораблей по программе «Спейс Шаттл» создали иллюзии их исключительной надежности. Дело дошло до того, что в рекламных целях стали устраивать для избранных лиц своеобразные космические экскурсии. Хотя зарубежная пресса славословила по поводу «абсолютной безопасности» экспедиций «Колумбии», «Челлендже-ра» и остальных, было бы неверно думать, что это вскружило головы всем. Время от времени раздавались и трезвые голоса. Например: «Только тот, кто хоть однажды просмотрел сотни страниц инструкций для отсчета времени готовности «Шаттла», "сможет в некоторой степени представить себе, что во время старта такого сложного летательного аппарата может не все удаться». Такими словами начиналась статья «Спасение в космосе», опубликованная в № 7 западногерманского журнала «Хобби» в прошлом году. Ее автор последовательно перечисляет все возможные аварийные ситуации и меры, которые в соответствии с официальными инструкциями должны быть предприняты в том или ином случае.

Так, пока корабль находится на Земле, члены экипажа могут перебраться в безопасное место за две-три минуты. Для этого они расстегивают предохранительные ремни и, открыв аварийный люк, перебегают по специальным мосткам на другую сторону стартовой вышки к скоростному лифту, который опускает их к стоящему наготове автомобилю. В экстренных случаях можно воспользоваться канатной дорогой, связывающей верхнюю площадку стартовой вышки с защитным бункером.

Много внимания в статье уделяется авариям, возможным на орбите. Скажем, обшивка корабля повреждена микрометеоритом и началась разгерметизация. При таком происшествии астронавты должны надеть специальные маски для дыхания и закрыть пробоину пластырем. Предусмотрен выход даже из самой критической ситуации — при отказе тормозной двигательной установки, с помощью которой снижается скорость корабля для входа в плотные слои атмосферы. Ее роль могут выполнить струйные рули системы ориентации. Именно исходя из такой возможности определяется запас горючего для этой системы. Ну а если астронавтам все же придется покидать терпящий бедствие корабль? Подобная процедура, как оказывается, не так проста. Дело в том, что объем кабины корабля позволяет разместить в ней скафандры не для всех членов экипажа. Для остальных пока планируется создать эла

стичные мешки — автономные спасательные капсулы, которые в свернутом виде занимают меньше места. Забравшись в них, терпящие бедствие могут просуществовать несколько часов, пока их транспортируют через открытый космос те, кто в скафандрах...

В общем, в статье рассмотрены практически все мыслимые и даже немыслимые аварийные ситуации, причем для каждой готов спасительный рецепт. Но жизнь оказалась и проще и, увы, трагичнее.

28 января нынешнего года, как сообщала американская печать, прогорел корпус правого твердотопливного ускорителя и огонь, вырвавшийся из отверстия, воспламенил центральный бак, секции которого заправлены жидким водородом и кислородом. На высоте 15 км произошел взрыв гремучего газа, космический корабль разрушился, семь человек экипажа погибли. Авария не обрушилась мгновенно, она надвигалась 73 с. Много это или мало? По идее, времени должно было хватить для того, чтобы, как предусматривалось инструкцией, автоматическая система успела отстыковать оба ускорителя и центральный бак. С высоты даже меньшей, чем 15 км, «Челленджер» мог бы спланировать, используя подъемную силу своих крыльев, к аэродрому и нормально приземлиться.

В принципе корабль может совершить посадку на любом летном поле, имеющем бетонированную взлетно-по-садочную полосу трехкилометровой

62