Юный техник 1971-07, страница 9

Юный техник 1971-07, страница 9

мять» нитинола используют в самых простых и очевидных случаях. Есть, например, описание, как использовать нитинол для передачи секретных сообщений. Из проволоки скручивают не подлежащие огласке слова (или шифр) и нагревают ее. А потом охлаждают, распрямляют и сматывают в клубок. Адресату остается лишь нагреть клубок и узнать тайну...

Есть, конечно, и не столь волнующие, но куда более полезные предложения, как использовать нитинол. Хотя бы для сборки таких конструкций, к которым можно подобраться лишь с одной стороны. Например, нужно соединить обшивку самолетного крыла с каркасом. Обычно используют хитроумные и сверххитроумные заклепки, вплоть до таких, которые после закладки взрываются и, корежась, скрепляют детали. С нитинолом все проще. В «память» закладывают форму обычной заклепки, потом превращают эту заклепку в проволочку и вставляют в отверстие при низкой температуре. Небольшой нагрев, и проволока «вспоминает», что у нее была головка.

Особенно удобно крепление, когда температура перестройки ниже комнатной. Ту же заклепку (или шплинт, или другую деталь)

после придания ей простой формы сильно охлаждают, ставят на место и ждут, когда она примет комнатную температуру. Любопытно еще вот что: если при нагревании не дать нитино-ловой проволочке двигаться, так сказать, давить на ее память, то она развивает огромные усилия — до 800 кг/см2. И заклепка будет крепить детали, что называется, намертво.

Естественно, что нитинолом заинтересовались и специалисты по космической технике. Появились уже образцы антенн для спутников — антенн, которые свернуты при запуске в маленький клубочек.

Но, пожалуй, наиболее интересные перспективы у нитинола в медицине. Несколько сообщений по этому поводу было сделано на VIII Международном конгрессе по медицинской биотехнике. Так, изготовлены уже опытные образцы автоматических приборов слежения за температурой донорской крови при транспортировке. Ведь стоит крови немного перегреться, и она станет непригодной для переливания. Нитиноло-вый вентиль, как только нагреется, тут же изменяет форму и начинает пропускать охладитель к емкости с кровью...

Нитинол, видимо, удастся применить и для фиксиро

вания в правильном положении костей после трудно вправляемых переломов. Нитиноловая проволока со строго рассчитанным усилием сжатия нагреется от тела, поставит на место и уплотнит сломанную кость.

Найдена возможность не только возбуждать напряжения в нитиноле, но и снимать их, повторно снижая температуру. Значит, можно делать приборы, которые попеременно включаются и выключаются от температурного воздействия. Это, конечно, очень полезные приборы, но несравненно заманчивее попытаться сделать из сплава искусственную мышцу, которая, охлаждаясь и нагреваясь, будет сокращаться и вновь расслабляться...

В общем, соображений по поводу нитинола множество, и в большинстве они пока далеки от реализации. Надо надеяться, что более серьезные исследования столь необычного сплава и промышленный выпуск его дадут еще более фантастические результаты. Впрочем, как выяснилось, не один нитинол вспоминает, что с ним было прежде. Тем же свойством обладают и тройные сплавы ни-кел ь-коба л ьт-титан.

А. Н03Л0ВСНИЙ, кандидат технических наун

щ Передачу и прием сейсмических сигналов с помощью радио осуществили ученые Института сейсмологии Академии^ наук Узбекской ССР. Сигналы, зарегистрированные сейсмографами, по радиорелейным линиям были переданы на сейсмичесиую станцию «Ташкент». На бумажной ленте самописцы нарисовали несколько зигзагообразных линий. Одна из них — запись колебаний в городе Ташкенте, другие зафиксировали колебания в нескольких десятках километров от столицы Узбекистана.

Новая система записи значительно ускоряет обработку сейсмических сигналов. Ученые теперь смогут гораздо быстрее определить места, где происходят подземные бури. Но главное в том, что сейсмические наблюдения удастся полностью автоматизировать. Сигналы по радио смогут поступать прямо в электронные вычислительные машины. Они обработают информацию, поступившую с громадной территории, и укажут очаги землетрясений.

ф С новой гипотезой о происхождении алмазов выступил старший научный сотрудник Института геохимии и аналитической химии АН СССР Г. Вдовыкин. По его мнению, алмазы, обнаруженные в метеоритах, и земные алмазы образовались в результате одних причин. В случае «небесных» алмазов это был удар двух космических тел. При этом возникали высокие давления и температуры. Углеродистые вещества, входящие в состав метеоров, превращались в алмазы. Подобные процессы происходят и в земных недрах. Внедрение кимберлитового вещества — из него образуются алмазы — в верхнюю часть земной коры происходит резко. Это можно рассматривать как своего рода мощный удар. В результате возникают алмазы, которые сегодня находят в кимберлитовых трубках.

7