Техника - молодёжи 1986-08, страница 46

Техника - молодёжи 1986-08, страница 46

ный ствол, поршневой затвор и упругий лафет, который отличался от обычного тем, что состоял из двух частей, соединенных упругой связью.

Этот лафет, созданный военным инженером А. П. Энгельгардтом, состоял из салазок, на которых цапфами и подъемным винтом крепился ствол, и основания, образуемого станком и боевой осью колесного хода. По верху станин станка имелись направляющие — по ним при выстреле скользили салазки, а внизу станка находился тормоз отката. Его шток соединялся со станком, а цилиндр — с салазками. Над цилиндром монтировались каучуковые буфера. При выстреле основание удерживалось сошниками и откатывались только ствол с салазками и цилиндром тормоза отката. При этом часть энергии отдачи поглощалась тормозом, а остальная сжимала пружины накатника — разжимаясь, те посылали ствол вперед.

Лафет трехдюймовки оснащался механизмами, обеспечивавшими горизонтальную наводку в пределах 1° и вертикальную от —6,5° до +17°. Сама пушка оборудовалась прицелом с продольным уровнем, механизмом учета боковых поправок и угломером с двумя подвижными диоптрами. Эти приборы позволяли расчетам вести огонь не только прямой наводкой, но и с закрытых позиций, когда противник не видел батарею. Заметим, что метод ведения огня с закрытых позиций первым разработал еще в середине 60-х годов XIX века видный артиллерист, генерал-майор Н. Л. Чебышев.

В то время, как на Путиловском заводе изготавливалась первая партия трехдюймовок, инженеры этого завода разработали под руководством выдающегося ученого-артиллериста Н. А. Забудского улучшенный вариант скорострелки тогр же калибра и назначения.

Ее скрепленный ствол покоился на направляющих выступах, размещенных на цилиндрической люльке, казенная часть соединялась болтом с цилиндром тормоза отката, вставленного внутрь люльки и обвитого пружинами накатника. Цилиндр тормоза отката наполнялся веретенным маслом, которое после выстрела переливалось через отверстия неподвижного поршня, сокращая откат.

В 1906 году новую трехдюймовку оснастили щитовым прикрытием и панорамой — оптическим прицелом, которым наводчик пользовался, находясь за щитом.

Огневое крещение трехдюймовки образца 1902 года прошли в первую мировую войну. Так, в августе — сентябре 1914 года, когда началась Гали-цийская битва, австро-германская пехота первое время ходила в атаки на позиции русских войск плотными цепями, отстоявшими одна от другой не более, чем на 100—200 м.

«Шрапнель 76-мм пушек русской артиллерии находила себе обильную жатву в скоплении 3000—4000 человек открыто наступавшего неприятельского пехотного полка на площади до 2 км по фронту и не более 1000 шагов в глубину,— вспоминал впоследствии видный артиллерист, генерал-майор Е. 3. Барсуков.— Не исключением бывало, что наступавшая таким образом австро-германская пехота, попадая под убийственный огонь шрапнели 76-мм полевых пушек, уничтожалась почти до последнего человека». Недаром наши стрелки называли трехдюймовки «спасительницами», а вражеские солдаты со страхом именовали их «косой смерти».

76-мм пушками были вооружены и революционные солдаты в 1917 году. Сохранился фотоснимок расчета трехдюймовки, охраняющего подступы к Смольному 7 ноября (25 октября) 1917 года.

Пушка оказалась настолько удачной, что без особых изменений выпускалась до 1930 года, когда ее модернизировали. Обновленные орудия образца 1902/30 годов громили агрессоров всех мастей в боях у озера Хасан, на реке Халхин-Гол, в снегах Карельского перешейка и на полях сражений Великой Отечественной.

Мало того. Как оказалось, у ствола трехдюймовки были настолько замечательные данные внутренней баллистики, что многие советские конструкторы использовали его в качестве основы при создании новых 76-мм, теперь уже дивизионных, пушек. В частности, таким образом были разработаны пушка Ф-22 образца 1936 года, УСВ образца 1939 года и знаменитая ЗИС-З образца 1942 года.