Техника - молодёжи 1986-09, страница 4

Техника - молодёжи 1986-09, страница 4

Так выглядит одна из модификаций ГРУ.

СИЛОВОЙ

Элегантный молодой человек давал пояснения у обшарпанного, неумытого КРАЗа. Самосвал «пришвартовался» у дома № 11 по Минской улице в Москве, где размещается Лицензинторг. Над бортом кузова возвышался массивный гранитный блок.

— Десять секунд — и расколем его, без проблем...

Итальянский бизнесмен, у которого для работы именно в каменных карьерах наша страна много лет закупала гидроклинья «Дарда» ценою более 20 тыс. долларов за штуку, невозмутимо слушал. Эмоции в коммерческих переговорах вредны, тем более что на сей раз итальянец выступал в поли возможного покупателя лицензии Однако самоуверенное заявление молодого человека вывело бизнесмена из равновесия.

— Моменто! — воскликнул он и решительно полез в кузов.

Пока синьор карабкается в КРАЗ, чтобы убедиться, действительно ли предлагаемое устройство способно с такой невероятной скоростью расколоть гранит как орех, представим молодого человека.

Юрий Лебедев. 32 года. Доцент Горно-Алтайского государственного педагогического института (ГАГПИ). Познакомились мы осенью прошлого года в болгарском городе Пловдиве на Всемирной выставке достижений молодых изобретателей. Посетители советского павильона в первую очередь устремлялись к экспонатам, снабженным табличками «Отмечен Золотой медалью», хотя порой это были внешне ничем не привлекающие внимания изделия. Золотой

медалью было отмечено и нечто, напоминающее увеличенную до полуметрового размера авторучку. Из металла. Поворачивая так и эдак свое изобретение — на матовой поверхности просматривались лишь едва различимые швы, да в торцовой части виднелась трубочка,— Юрий усердно выполнял роль стендиста:

— Вот эта штука — а называется она «гидрораскалывающее устройство», сокращенно ГРУ,— весит 2,5 килограмма. Но если такой цилиндр вставить в шпур, соединить трубочку, что в торце, со шлангом гидронасоса, то ГРУ как бы расправит плечи, разовьет усилие до 150 тонн и разорвет каменный монолит любой прочности.

— Впечатляет, но с чем существующим можно сравнить? — был задан вопрос.

— Существующее вот, на фотографии...

Это было изображение рабочего, с трудом удерживавшего отдаленно похожее на отбойный молоток устройство высотой ему по грудь — гидроклин, применяемый для безвзрывНой добычи

ЭЛЕМЕНТ

камня. Усилие такое же, как у ГРУ, а масса 25 кг. Действует он так. В устье шпура закладываются металлические «щечки», а затем в пространство между ними рабочий нацеливает жало гидроклина, которое и разжимает щечки до тех пор, пока не пойдет трещина. Само высоконапорное гидравлическое устройство — над поверхностью камня. Поэтому, чтобы выдержать развиваемое в гидроцилиндре давление, аппарат должен быть прочным, массивным, следовательно, тяжелым. А в ГРУ вся гидравлика упрятана внутрь, как баллончик для чернил в авторучке, сравнение тем более подходяще, что емкость гидросистемы всего-то 20 мл, а эффект вон какой! Вместо «щечек» у ГРУ пуансоны — часть единого целого. Поэтому ГРУ можно загнать в шпур любой глубины. Весь каменный монолит становится как бы дополнительным сверхпрочным кожухом для легкого цилиндра. Пуансоны раздвигаются и давят на монолит в противоположные стороны — перпендикулярно оси. Вот почему не нужны лишние 22,5 кг, а усилие ГРУ может развивать и значительно большее, чем 150 т. Изобретение Юрия Лебедева в 5—10 раз эффективнее мировых образцов, не только легче, но и значительно дешевле их

— Технические решения патентуются в США, Японии, Англии, Франции, Швеции, Финляндии,— завершил свой рассказ Юрий.

Тогда, осенью прошлого года, он говорил мне и о возможной продаже лицензии.

— Патентование, продажа лицензии за рубеж — это, конечно, лестно и заме

чательно для автора, а как с внедрением у себя дома? — спросил я Юрия.

— Без проблем,— быстро ответил он и стал перечислять предприятия, НИИ, КБ, министерства.

— И сколько же лет вы «пробивали» свое изобретение?

Выяснилось, что внедрение началось... еще до появления первого образца, даже до эскизного чертежа — с идеи!

— Шесть лет назад я представления не имел, что такое гидроклинья. И в карьере ни разу не бывал.

...На память сразу же пришли иные изобретательские судьбы. Люди зачастую десятилетиями бьются за право на жизнь своих разработок. Годы борьбы за внедрение становились для них как бы бесконечным коридором с закрытыми дверьми. Порой двери открывались, но за ними были не помощь, а равнодушие, нежелание разделить тяжесть борьбы. Сколько новаторов на этом пути остыли, отчаялись, а то и озлобились, бесполезно растратили свой талант и лучшие годы жизни на доказательство правоты своего дела... А у Юрия все

Святослав СЛАВИН,

наш спец. корр.

так просто! Позвонил в министерство — попал на заинтересованного человека. Зашел в крупный столичный НИИ — и там не дали «от ворот поворот». Редкая удачливость! Бывают же такие люди: благополучное детство (заботливые родители подмечают и развивают едва наметившиеся таланты сына), отличник в школе (победитель олимпиад и соревнований), стипендиат в институте (научная работа — «красный» диплом), кандидатская диссертация. И далее: прямо вперед к порту приписки — крупному НИИ или КБ... Захотелось разобраться в феномене Юрия Лебедева. Договорились встретиться в Москве.

...Итальянец с трудом забрался в кузов КРАЗа, потом вскарабкался на каменную глыбу. Там два ассистента Лебедева, студенты пединститута Миша Еськов и Саша Бакулин завершали подготовительные работы. На поверхности камня виднелось «многоточие» шпуров. Словно сусличьи норки. Туда они вставили стальные стержни ГРУ-40 (цифра обозначает диаметр отверстия шпура). Затем прикрепили к ним медные трубки. Их, в свою очередь, соединили с коллектором, шланг которого тянулся к ручному гидронасосу. Саша качнул рукоятку, крикнул:

— Порядок! — и вопросительно глянул на шефа.

— Валяй! — махнул рукой Юрий.

Бизнесмен засек время. На шестой

секунде побежала трещина. На десятой камень с легким шипением раскололся. Слегка располневшие стержни-богатыри сразу похудели и безобидной гирляндой обвисли на изломе.

2