Техника - молодёжи 1987-02, страница 33

Техника - молодёжи 1987-02, страница 33

Естественно, на морской «скорой помощи» обязательны лазарет и помещение для пассажиров и команды аварийного судна. Наконец, спасатель должен иметь набор готовых пластырей, клиньев, «заготовок» для них, переносных водоотливных насосов и другого имущества.

В 1955 году вступил в строй 1600-сильный «Голиаф», спроектированный еще до войны и положивший начало спасателям «широкого профиля». Через семь лет появились суда типа «Капитан Нохрин» («Гордый», «Бесстрашный», «Каститис» и др.), затем типа МБ и «Атлант». Последние, одновинтовые дизель-электроходы мощностью 2000 л. е., легко преодолевали льды полуметровой толщины. В 1974 году поднял флаг «Дмитрий Дудченко» — первый отечественный спасатель неограниченного района плавания, а спустя два года Экспедиционные отряды стали получать суда типа «Ягуар», обладавшие новейшими системами связи и навигации, подводным телевидением. Два гребных винта и носовое подруливающее устройство обеспечивали «Ягуарам» хорошую маневренность, двухбарабанная электрогидравлическая лебедка позволяла буксировать суда практически любой вместимости (особое устройство смягчало рывки троса при волнении). Система пожаротушения включала средства, создававшие у борта «Ягуара» водяную завесу, предохранявшую само судно.

А с 1983 года на флотах появились новые спасатели типа «Фобос», построенные по советскому заказу финскими кораблестроителями.

В последние годы мировой флот пополнили морские спасатели, которые следует отнести к категории «узких специалистов». Их появление вызвано специализацией торгового, промыслового и научно-исследовательского флотов, а также расширением добычи нефти и газа в Мировом океане.

В частности, морские буровые опекают спасатели, оснащенные глубоководным водолазным снаряжением (см. «ТМ» № 11 за 1986 г.), есть быстроходные катера, команды которых приходят на помощь пассажирам и экипажу авиалайнера, совершившего вынужденное приводнение. Работают и так называемые «пожарные крейсера», например каспийский спасатель «Генерал Гами-дов», оборудованный набором разнообразных средств пожаротушения.

...История кораблей и судов аварийно-спасательной служба началась почти полтора столетия назад с обычных паровых буксиров. Полвека назад наиболее распространенным стал универсальный спасатель, но уже специальной постройки, отвечавший специфическим требованиям, предъявляемым к судам этого назначения. Теперь же началось время «узких специалистов», и в ближайшие годы мы, несомненно, узнаем о новых судах, предназначенных для оказания «скорой помощи» терпящим бедствие.

Аварийно-спасательную службу ВМФ СССР, так как собственно Экспедиция подводных работ особого назначения выполнила порученное ей задание (см. «ТМ» № 1 за 1966 г.). А в 50-х годах такие службы организовали при министерствах морского флота и рыбного хозяйства СССР. При этом территориально они подразделяются на экспедиционные отряды аварийно-спасательных судоподъемных и подводно-техни-ческих работ, которые обслуживают крупные порты, акватории, районы промыслов.

В 1948—1956 годах спасатели получили несколько серийных 500-сильных морских буксиров, оснащенных соответствующим оборудованием. Однако в 60-х годах, когда наши морской и рыболовный флоты стали океанскими, им понадобились специализированные спасатели, подходящие для работы в Мировом океане. А к ним предъявляются особые требования.

Эти спасатели должны обладать хорошей маневренностью, чтобы сближаться с аварийным судном в любую погоду, да еще на малом ходу, когда даже шлюпка хуже слушается руля. Поэтому их проектируют сравнительно небольшими и широкими, чтобы они могли разворачиваться буквально на месте. Поскольку им приходится снимать с мелей и буксировать крупные суда, спасатели оснащают силовыми установками повышенной мощности и усиленными буксирными устройствами. Для тушения пожаров устанавливают несколько лафетных стволов, выбрасывающих струи воды или пены на сотню метров, при этом размещают их высоко от ватерлинии, к примеру, на мостике или марсе — борт аварийного судна возвышается порой на несколько метров над мостиком спасателя.

тем — Отдел судоподъемных, водолазных и водоспасательных работ при Наркомате путей сообщения, передав ему несколько кораблей. Им полагалось дежурить в море или портах, чтобы быстро прийти на помощь терпящим бедствие. Еще через 5 лет Отдел вошел в состав Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) — централизованной организации, занимавшейся подъемом затонувших судов, строительством гидротехнических сооружений и спасением на море.

Первое время спасатели-эпроновцы располагали устаревшими судами, такими, как буксир «Кабардинец» и учебный парусник «Трефолев». На них установили водоотливные насосы, компрессоры, подающие сжатый воздух к понтонам. Аналогичным образом переоборудовали и морские буксиры, переданные эпроновцам.

Только в 1940 году ленинградские кораблестроители сдали ЭПРОНу специализированные спасатели «Нептун» и «Сатурн» с двигателями в 1835 л. с. Эти суда водоизмещением в 1620 т развивали скорость 13,7 узла, а водоотливные средства, системы пожаротушения, буксирные устройства, аппаратура для подводной сварки и резки металла позволяли выполнять любые виды спасательных операций.

С началом Великой Отечественной войны ЭПРОН вошел в состав Военно-Морского Флота, при этом часть спасателей вооружили, превратив в сторожевые корабли. Остальные продолжали заниматься своим рискованным делом, только в более трудных условиях. В годы войны спасатели оказали помощь 1585 судам и кораблям общим водоизмещением почти 2 млн. т, что сравнимо с тоннажем торгового флота иной страны.

В 1942 году ЭПРОН преобразовали в

Современные океанские спасатели. Вверху — ((Ягуар» (1976 г.). Мощность силовой установки — 9 тыс. л. е., скорость — 19 уз., длина — 92,8 м. В н и з у — «Фобос» (1983 г.). Мощность силовой установки — 7 тыс. л. е., скорость — 15 уз., длина — 78 м.

31