Техника - молодёжи 1987-02, страница 43

Техника - молодёжи 1987-02, страница 43

установил биологическое и физиологические действие аэроионов, то есть электрически заряженных частиц окружающей нас воздушной среды, а затем, в последующие годы, всесторонне разработал это открытие применительно к медицине, ветеринарии, сельскому хозяйству, индустрии, строительству зданий и т. д. Им была сформулирована концепция аэроионификации как электротехнической проблемы, связанной с искусственным созданием внутри жилых помещений такого «электрического режима» воздуха, который характеризуется наивысшим благотворным действием на все живые организмы. Степень полезности воздушной среды, согласно Чижевскому, определяется насыщенностью ее электричеством отрицательной полярности — отрицательными ионами кислорода.

— Чем же объясняется универсальность физиологического действия электричества, «растворенного» в воздухе? — спросил однажды я у Чижевского.

— Тем, что все протекающие в организме процессы — электрохимические по своему существу. Электричество внешней среды и электричество жизни взаимодействует друг с другом по всему «фронту» жизнедеятельности. И эта всеобщая связь в биосфере чутко отзы

вается на колебания электрических и магнитных явлений земного и космического происхождения.

Углубляясь в эту тему, Чижевский в 40-х годах открыл электрически обусловленную пространственную упорядоченность структуры движущейся крови. Тем самым было положено начало новому направлению в науке о крови — электрогемодинамике, математически и физически строго обоснованной в монографии, увидевшей свет в Издательстве АН СССР в 1959 году. Известный советский онколог, ныне доктор медицинских наук Варвара Михайловна Вольская, выступая в Московском обществе испытателей природы на Чтениях памяти Чижевского в начале 70-х годов, указала на то, что благодаря этому фундаментальному открытию становятся понятными важные стороны механизма, связанного с воздействием солнечной активности на сердечнососудистую систему человека.

Чижевский был убежден, что, когда медицина научится управлять электричеством жизни, большинство патологических явлений будет «списано в архив», а пределы долголетия отодвинуты на многие годы.

Картина вклада Чижевского в науку была бы неполной, если бы не упомянули еще одно существенно важное его достижение — на этот

раз сугубо техническое. Экспериментируя с изобретенным им электроаэроионизатором, он обратил внимание, что электрическое поле влияет на скорость вытекания жидкости из сосуда стеклянного капилляра и на распыление ее. Ученый сразу же оценил практическое значение этого факта и, отталкиваясь от него, разработал метод электроаэрозольтерапии, способы электроокраски, электроэмалирования, принципы электронно-ионной технологии (все это было им запатентовано в 1938—1940 годах) . Изобретения были подхвачены и широко развиты во всем мире.

Чижевский смело перебрасывал мосты из одной области познания в другую, находил возможности связать их воедино и поставить на службу человеку. Многие ученые отмечали и отмечают, что изучать труды Чижевского — истинное наслаждение, что они сохраняют свою актуальность, как всегда актуальна классика. Его статьи отличаются не только глубиной и дерзостью мысли, но и высоким мастерством изложения, изяществом математического базиса. Многогранна и сама личность ученого, широко образованного и всесторонне одаренного. Он был и способный музыкант, и талантливый живописец, и прекрасный поэт.

«ЭТИ СТЕНЫ ПОМНЯТ ЧИЖЕВСКОГО...»

С 1913 по 1925 год в Калуге жил и работал Александр Леонидович Чижевский.

Дом,"~-в котором он жил, сохранился. Здание было спроектировано губернским архитектором Н. Ф. Соколовым в первой четверти XIX века в стиле ампир. Ничего лишнего на фасаде: декор встречается лишь в простых наличниках — обрамлениях окон второго —

Дом Чижевских в Калуге. Современный «ид.

парадного — этажа да, пожалуй, в красиво прорисованных замковых камнях оконных проемов нижнего яруса.

Семья Чижевских поселилась в нем в 1913 году.

В своих воспоминаниях, часть которых была опубликована в книге «Вся жизнь», А. Л. Чижевский писал: «Угол Ивановской и Васильевской улиц. Дом № 10. Двухэтажный каменный дом с толстыми кирпичными стенами... Верхний этаж и мезонин занимала наша семья, состоящая из трех человек... Одну из комнат отвели под военно-историческую библиотеку отца, другую в мезонине — под мою электрохимическую лабораторию, существовавшую с 1913 года». В конце 1918 года ученый начал здесь свои исследования в области «электронной медицины». Клетки с белыми крысами, необходимыми для опытов по изучению влияния на организм разнополярных ионов электричества воздуха, размещались на первом этаже, который служил и лабораторией, и подсобным помещением.

Дом находится в хорошем техническом состоянии и, несмотря на некоторые утраты и позднейшие пристройки, а также произведенную несколько лет назад полную внутреннюю перепланировку, вполне может быть восста

новлен в первозданном виде. Помимо мемориальной, несомненна и истори-ко-художественная ценность здания.

С 1975 года его арендует калужская организация «Облгаз». К сожалению, дом пока не взят на учет как памятник истории и архитектуры. В течение многих лет оставались безрезультатными ходатайства авторитетнейших ученых, космонавтов, писателей, историков.

Вопрос о необходимости создания такого музея — в статусе филиала или отдела Музея истории космонавтики СССР — поднимался вице-президентом АН СССР А. Л. Яншиным в письме Калужскому обкому партии. Известно положительное отношение к этой идее Министерства культуры РСФСР. Такой музей стал бы средоточием будущего архивного фонда ученого и местом дальнейшей научной разработки и пропаганды многогранного творческого наследия ученого. Здесь обрели бы свое место живописные работы Чижевского и материалы, имеющие истори-ко-биографическую ценность.

Мы не сомневаемся в положительном решении этого вопроса.

А. ДНЕПРОВСКИЙ,

архитектор

г. Калуга

41