Техника - молодёжи 1987-05, страница 56

Техника - молодёжи 1987-05, страница 56

БОРЬБА С ПУСТЫНЕЙ

...Современные способы эксплуатации почвы, конечно, есть причина образования пустынь. Современная система сельского хозяйства есть хищничество по существу и разрушение производительных сил земли, а не хозяйство в присущем последнему смысле. Хозяйство есть такая система трансформаций элементарных производительных сил, где абсолютная величина производительных сил, участвующих в процессе трансформаций,— постоянная, а «чистая прибыль», продукт, «прибавочная ценность» образуются за счет солнечной энергии, участвующей в хозяйстве как элементарная производительная сила,— энергии, практически не убывающей. За счет солнца же должно происходить восстановление потерь от трансформаций почвенных элементарных производительных сил. Этот частичный ремонт возможен, конечно, лишь при участии посредников (системы чередования растений, удобрений и пр.),

ЗВУКИ, ЗВЕЗДЫ...

Огромные надежды возлагал молодой коммунист А. Платонов на электричество. В статье «Что такое электрификация» (октябрь 1920 г.) и других своих газетных выступлениях он проповедовал технологическое обновление страны в канун принятия знаменитого плана ГОЭЛРО. В начале 20-х годов он в качестве практического инженера строит дороги, дамбы, колодцы, ирригационные сооружения, сельские электростанции.

Он экспериментально изучает влияние электрического тока на вла-гозадержание в корневой системе растений. Сейчас эти опыты возобновлены и у нас, и за рубежом.

А. Платонов обладал воистину планетарным, глобальным мышлением. Потрясенный гибелью от голода в Поволжье в 1921 году десятков тысяч людей, он создает один за другим ряд полуфантастических проектов переустройства природы во имя благоденствия человечества.

Духом революционной перестройки мира насыщены публикуемые ниже малоизвестные ранние работы А. Платонова (1899—1951) — русского писателя, художника огромного дарования.

Это удивительные свидетельства эпохи, которая во многом созвучна нашим дням.

К 70-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ: ЛЕТОПИСЬ ЭПОХИ

искусственно вводимых человеком, которые также можно рассматривать как трансформаторы солнечной энергии.

Земля должна быть цела и девственна, а вся пышная жизнь человечества пусть идет целиком за счет солнца...

Как эту цель сделать твердым фактом?

Мы лишены возможности и способности это сделать в сотне газетных слов. Мы изложим лишь способ ликвидации одного (и главнейшего) пустынообразо-вателя — поверхностного стока вод. Весеннее таяние снега и ливни дают в результате мощные потоки воды, которые с большими скоростями стекают в конечном счете в реки, выгребая из почвы те вещества, которые питают растения. Ежегодно уносит вода такие богатства, которые не исчислишь, которые не восполнишь никакими удобрениями. Значит, стихийный поверхностный скат воды есть причина истощения почвы, есть сосун ее плодородия. Это одно. Второе — мы теряем воду, которая сама по себе необходима растениям и от недостатка которой мы бедствуем постоянно и пока неизлечимо. Ведь 80—85% всех твердых осадков уходит безвозвратно. Это два. Стихийный же поверхностный сток вод творит овраги, увеличивая площадь непригодных земель, умыкая поля; заносит реки продуктами размыва почвы, заставляя блуждать русла рек, плодя болота. Дробя организм почвы, вода делает неорганический песок, а последний, обрабатываясь ветром, образует холмы и барханы, заносит плодородные черные земли — и уже дышит пустыня. Это три.

Надо уничтожить главного пустынооб-разователя — поверхностный сток вод.

В 1922 году несколькими мелиораторами Воронежского губземуправления был разработан проект так называемой «реконструкции рельефа», суть которого — в создании водозадерживающих валиков по горизонталям поверхности. Валики должны охватывать как можно большую площадь (тем действительнее их эффект), охватывая склоны с высших точек до самых низших. Теоретически этим достигалось почти полное прекращение поверхностного стока. Последний, таким образом, превращался во внутренний сток. Горизонтальное скольжение воды заменялось вертикальным ее поглощением почвой. Почва выходила из весны в лето жирно насыщенной влагой. Благодаря такому переустройству естественного рельефа дожди и ливни также лучше использовались почвой. Вообще этим мероприятием достигалось увлажнение почвы и ликвидация всех выше перечисленных бед. Проще говоря, зло превращалось в добро. В условиях Воронежской губернии, в широком массовом крестьянском масштабе только и применим этот способ непосредственно поражающей борьбы с засухой. Все остальное — паллиативы и не могут иметь такого великого всестороннего значения, как ликвидация поверхностного стока воды. Искусственное орошение будет у нас иметь только узкое базисное значение. Обводнение и водоснабжение не есть в собственном смысле мелиорация.

В номере 269-м «Известий» была помещена обстоятельная статья Г. Б. Красина, посвященная вопросу увлажнительной мелиорации, разработанному, к примеру, так же, как два года назад его разрабатывали мы. Г. Б. Красин это мероприятие обозначает как первоочередной вопрос нашей земельной культуры. Это верно. Надо найти основную позицию, с которой можно разгромить засуху. Увлажнительные мелиорации, полное усвоение почвой зимнего урожая воды — вот основная и победная позиция борьбы с засухой. Борьба с засухой лишь часть более общего вопроса об одолении пустыни. Увлажнение же есть не только мелиоративное мероприятие, но также и агрикультурное: об этом уже сказано выше.

Увлажнение вполне рентабельно: на десятину падает расход (при ручном способе земляных работ) — 25—30 рублей в условиях рельефа Воронежской губернии (при машинном способе — 15— 20 руб.) посредством так называемого «реконструктора» (самодвижущегося механизма, существенная часть которого — быстро вращающийся лежачий барабан с зубьями, насыпающий валик параллельно движению реконструктора). Полезно также некоторое укрепление валиков (кроме обязательного трамбования) растительностью, не самих валиков, а подступы к ним со стороны воды. Для этой цели подойдет лох (дикая маслина), крутик (аморфокуртикоза) и др. Кстати, эти культуры имеются в питомниках Воронежской губернии в большом количестве. Стоимость на 1 десятину падает 10 рублей. Следовательно, на одну десятину падает расходов: на земельные работы при ручном способе — 25 рублей плюс обсадка 10 рублей плюс съемка в горизонталях и организационные расходы в 3 рубля — всего 38 рублей.

При машинном производстве земляных работ общая стоимость увлажнения 1 десятины понижается до 28 рублей.

Эффект увлажнения (сравнительного прироста урожая) для годов благополучных по осадкам надо считать в 25 процентов, для засушливых — 75 процентов. Максимум в 4 года затраты полностью будут возвращены. Но увлажнение есть не только увлажнение, а также способ сохранения плодородия — косвенное удобрение. Увлажнительное сооружение — это средство для приведения речных систем в порядок. Это прекращение роста оврагов и прекращение иссушения земель, это омоложение природы.

Коммунизм — это осуществление конкретных заданных тем: электрификация (и общая механизация) промышленности, сельского хозяйства и одоление пустынь посредством увлажнительной мелиорации. Борьба с засухой есть часть вопроса об одолении пустынь.

С обычной страстностью и напором мы должны сокрушить засуху в кратчайшие годы, став на твердую позицию — увлажнительную мелиорацию.

«Воронежская коммуна»,

1924, 14 декабря, № 286

53