Техника - молодёжи 1987-06, страница 60

Техника - молодёжи 1987-06, страница 60
Почтовый ящик

Крылатый памятник

В годы Великой Отечественной войны их было построено больше, чем всех остальных советских бомбардировщиков того периода, вместе взятых. Однако лишь три экземпляра уцелело по сей день — они хранятся в музеях Советского Союза, Польши и Чехословакии. И только один памятник, в Казани, напоминает о славной истории самолета Пе-2.

Широко известно, что в 1939 году конструкторское бюро под руководством В. М. Петля-кова создало двухмоторный высотный истребитель, который уже через год был пущен в серийное производство как фронтовой пикирующий бомбардировщик Пе-2.

Московский завод, поставлявший фронту Пе-2 до октября 1941 года, был эвакуирован и в декабре возобновил свою работу в Казани. Вплоть до Победы город на Волге являлся основным поставщиком бомбардировщиков Пе-2 и его модификаций. Героический труд казанских авиастроителей был высоко отмечен в 1945 году — завод наградили орденом Красного Знамени.

Если говорить подробно об истории Пе-2, то эта тема достойна обширной книги. Я приведу лишь некоторые факты из биографии этого замечательного самолета.

Пе-2 не только воевал с первого до последнего дня войны, но и участвовал в этапных событиях становления советской авиации. В 1941 году Пе-2 буксировал планер первого советского ракетного истребителя Би-1. В 1942 году Пе-2 оснастили бортовой РЛС «Гнейс-2», создав, таким образом, первый отечественный ночной истребитель, строившийся малой серией. В 1943 году на Пе-2 поднимался в казанское небо для испытаний ЖРД будущий создатель космических кораблей С. П. Королев. Наконец, в 1947 году на Пе-2 испытывались первые советские катапультируемые кресла...

В канун 40-летия Победы по инициативе комсомольцев казанцы решили собственными

куда направилось судно. Сторожевик устремился к указанному пункту, и вскоре его команда взяла на абордаж английский корабль «Си Хоро». Но каково было изумление бразильцев, когда они узнали: бунт только что начался, и никто никакую записку не посылал. Оказалось (как выяснилось на суде), за 16 лет до этого некий Дж. Пар-мингтон, написав роман «Си Хоро» («Морской герой»), в рекламных целях выпустил в море 5 тыс. бутылок с выдержкой из своего произведения. Одна' из них попала на сторожевик.

Наконец, бутылочная почта порадовала и коллекционеров. Вернее, не бутылочная, а шаровая. В 1870 году, когда Париж оккупировали прусские войска, для горожан единственной возможностью сношения с соотечественниками осталась река Сена. Набитые до отказа письмами цинковые шары выбрасывали в реку, и их уносило течением. За Парижем почту вылавливали сетями и передавали адресатам. Однако не все шары попали в улов, некоторые затонули. Время от времени их обнаруживали и доставали водолазы. Последний, найденный в 1972 году, оказался поистине золотым сюрпризом для филателистов. Еще бы — редкая однофранко-вая марка Второй республики, наклеенная на многих покоившихся на дне реки конвертах, оценивается сейчас более чем в 50 тыс. франков, а зеленая пятнадцатисантимовая марка выпуска 1850 года — в 11 тыс. франков.

А. РОКОВ, инженер

различной модальности (например, цвет и звук) называется синестезией (от греч. «соощуще-ния»). Оно бывает глубоко индивидуально или отсутствует у людей вовсе. Скрябин же полагал, что представление цвета — неотъемлемая часть музыкального эффекта.

Впервые со световой партией симфония была исполнена в 1911 году в Москве. В зале Благородного собрания, где проходило представление, полное недоумение. В прессе отзывы резко отрицательные. Поэт-символист Константин Бальмонт, не отвергая идею цветомузыки по сути, назвал этот концерт торжеством не «светоносного бога Аполлона», а «приземистого африканского божка Беса». И композитор с горечью делает приписку к партитуре: «Прометей» можно исполнять без света».

Следующее исполнение со светом состоялось только в марте 1915 года в нью-йоркском концертном зале — Карнеги-Холл. Отклики и на это исполнение были неблагоприятными.

Неудачи не обескуражили почитателей симфонии. В 20—30-х годах попытки исполнения со светом «Прометея» проводились средствами театральной техники,

в 50—60-х годах — с использованием радиоэлектроники и новой проекционной техники. Особо можно отметить цветомузы-кальное исполнение «Прометея» в Государственном центральном киноконцертном зале «Россия» в 70-х годах. Но, увы, не утвердила себя цветомузыка Скрябина среди муз искусства. «Прометей» все еще ждет своего Геракла — музыканта-художника, который освободит его от оков непонимания и донесет до людей пророческий смысл музыки великого композитора.

Л. МЕЛЬНИКОВ, кандидат искусствоведения

силами построить для памятника полноразмерную копию Пе-2. Этой работой руководил инженер-конструктор Б. Алексеев. Памятник был открыт весной прошлого года.

Объективности ради надо добавить: хотя копия выполнена и неплохо, само место ее установки — перед входом СПТУ-3 — вызывает немало споров, а окраска в серебристый и желтый цвета лишает самолет-памятник достоверности.

Р. ВЕНИАМИНОВ,

заведующий библиотекой Фото автора

Казань

Узкоколейный 157-й

Бутылочная почта внесла свой вклад в науку. Скажем, в 1924 году с ее помощью установили пути нерестовой миграции камбалы. Спустя 32 года для изучения миграции рыб в Тихом океане в плавание отправили 24 тыс. бутылок с опросным листком... А вот пример, относящийся к истории. Эта бутылка не странствовала по морям и океанам, а спокойно лежала в небольшом сибирском городе Ялуторовске, расположенном на берегу реки Тобол. Посланница 1849 года поведала нам о жизни автора записки — декабриста М. И. Муравьева-Апостола — и его товарищей по ссылке.

С бутылочной почтой связан уникальный случай, ставящий в тупик специалистов в области теории вероятностей. В 1882 году моряки бразильского сторожевика «Арагуари» выловили бутылку с запиской, взывавшей о помощи: «На борту шхуны «Си Хоро» бунт...» В ней были приведены и координаты места,

В городе Балахне, что в Горь-ковской области, на берегу Теплой речки стоит тепловая электростанция имени Винтера, первый блок которой был пущен в 1925 году. Отсюда и берет свое начало Балахнинская узкоколейная железная дорога. Сейчас по ней ходят тепловозы ТУ-4 старого образца и новые ТУ-7, есть пу-тейная техника — снегоочистители, щебнеочистительные машины, струги и другие. А до появления тепловозов ходили узкоколейные паровозы Коломенского завода серии 157.

Один из них — № 469 — установлен перед зданием Чернора-менского транспортного управления в память о паровозах и бригадах, доставивших к топкам Горьковской ГРЭС 60 млн. т торфа.

Е. ТОЛОЧКОВ, учащийся СПТУ

Горький