Техника - молодёжи 1989-02, страница 8

Техника - молодёжи 1989-02, страница 8

ганизмы, и технические системы развиваются и усовершенствуются с многочисленными «отходами», тупиковыми ветвями эволюции.

Присутствуя на Всемирной kqh-ференции в качестве наблюдателя, нет-нет да и начинаешь подозревать какой-то негласный и невольный, но от того не менее опасный заговор специалистов-«водородни-ков», увлеченных проблемами своего научно-производственного ведомства. Не слишком ли много и восторженно говорят они о достоинствах своих технологий и слишком скупо, глухо и вскользь — об их недостатках?

Как тут не вспомнить высказывание покойного академика В. А. Легасова: «Говоря об экологически более благоприятном воздействии водорода на биосферу по сравнению с традиционными энергоносителями, нельзя забывать о том, что сами технологии производства водорода также не должны оказывать вредного воздействия на население и окружающую среду. Нельзя допустить, чтобы «экологически чистый» энергоноситель производился с загрязнением окружающей среды, нанося ущерб, принижающий экономический эффект от внедрения использующих водород технологий».

Что ж, светлая мечта о водородной эре за последнее десятилетие претерпела жестокие столкновения с действительностью. И вроде бы мечта ощутимо поблекла.

НАДЕЖДЫ

Нельзя долго жить, а тем более процветать за счет разрушения биосферы. Однако пока мы иначе жить не умеем!

Что же делать? Выход один: мыслить прежде всего экологическими категориями, когда речь идет о таких понятиях, как технология, техника, энергетика, производство. Можно даже сказать так: необходим решительный переход к новому экономическому мышлению. Видный американский электрохимик Дж. Бокрис назвал его реальной экономикой. Что это означает?

Необходимо научиться считать не только денежные доходы от продукции, но и экологические потери, например, в реальную стоимость ископаемого топлива входят не только затраты на разведку, добычу, транспортировку, первичную обработку и т. п Порой более существенную часть расходов (точнее,

убытков) составляют потери от экологических бедствий, от загрязнения воды и воздуха, деградации почвенного и растительного покрова, увеличения заболеваемости и смертности населения. Дж. Бокрис попытался ориентировочно оценить подобные убытки. У него получилось, что в категориях реальной экономики использование солнечной энергии (которая ныне считается дорогостоящей) выгоднее энергетики, основанной на ископаемом топливе

Но и это еще не все. Наши традиционные экономические расчеты ориентированы на -современную конъюнктуру и на ближайшее будущее. Существенных перемен не планируется Однако в энергетике принципиальные перемены неизбежны. И если мы не подготовимся к ним загодя, последствия могут оказаться печальными для всей нашей технической цивилизации.

Давайте же посмотрим на водородную энергетику через призму реальной (экологической) экономики.

Небольшие энергетические установки, использующие энергию солнца, ветра, воды, морского прибоя, подземного тепла, биологических отходов на основе водородных технологий, сегодня считаются невыгодными. Однако у них есть великое преимущество перед более «экономичными» устройствами: экологическая рентабельность!

В автомобилях, самолетах, кораблях тоже может трудиться водород. Только он должен вырабатываться с помощью топливных элементов, солнца и ветра.

В поисках экологичной энергетики порой выдвигаются очень смелые идеи, граничащие с научной фантастикой. Один из участников Всемирного водородного конгресса американский ученый Пауль Сер-вус предложил использоватьтерми ческую энергию океана с помощью погружаемых в воду теплообменников, сделанных на основе метал-логидридов, которые способны по глощать и выделять огромные количества водорода.

Австрийский ученый Чезаре Маркетти предложил выращивать... «водородные деревья». В них вырабатывать водород будут бактерии, обитающие на корнях, а также в особых наростах на листьях — галлах. Переносчиком этих бактерий могут стать, как считает ученый, прирученные насекомые.

Успехи генной инженерии позво

ляют надеяться и на появление растений, самостоятельно продуцирующих водород. Потребуется, правда, разветвленная система трубок для сбора газа, но и эта задача технически легко разрешима. К этой идее проявили интерес некоторые китайские специалисты.

Трудно сказать, появятся ли водородные рощи и плантации, но впрячь в эту работу микробов сравнительно несложно. Так что, вполне возможно, в недалеком будущем возникнет новая отрасль народного хозяйства: энергетическая биотехнология Однако существует задача не менее актуальная: не пора ли задуматься о поисках природных источников водорода?

Эту задачу никогда не ставили перед разведчиками недр. Геологи целенаправленно ищут десятки, сотни полезных ископаемых. Но среди них не значится «топливо будущего» — водород. Вот почему сегодня нам неизвестны крупные водородные месторождения. А судя по всему, самый легкий газ вырабатывается в земной коре и под ней в огромных количествах, но легко вступает в химические реакции, а поступая в атмосферу, «улетучивается».

«ДАБЫ ПОТОМКИ ЦАРСТВОВАТЬ МОГЛИ»

Пора привлечь к решению проблем водородной энергетики биологов и генетиков, геологов и геохимиков; начать разрабатывать биотехнологические и геотехнологические методы получения водородного сырья. Без этого вряд ли когда-нибудь наступит эра водорода. А ведь она совершенно необходима И не только людям, но и всему живому на земле.

...Вернемся к тому, с чего мы начали — к эпиграфу статьи. Ныне создано множество «электрических мужиков» — ЭВМ. Носятся по улицам «лошади внутреннего сгорания». Утроение энергии происходит каждые четверть века. Только всего этого слишком мало для того, чтобы «потомки царствовать могли». Самое главное — сохранить с предельной бережливостью наш крохотный обитаемый космический островок, затерянный в мировом пространстве. Сделать это очень трудно. Однако и тут есть смысл воспользоваться подсказкой природы. Ведь в звездных мирах главный источник энергии — водород.

5