Техника - молодёжи 1989-04, страница 26

Техника - молодёжи 1989-04, страница 26

I j

/

-Q K X <D

о

a

с

a>

<D

и

О подобном изобретении «ТМ» писал более 20 лет назад (см. статью «В упряжке — дирижабль» в № 8 за 1968 г.). Но до сих пор в редакцию поступают различные проекты читателей по использованию аэростатов в оросительных системах. Причем каждый автор, справедливо ссылаясь на отсутствие такой техники, претендует на первенство. А между тем эта идея возникла и была реализована советскими изобретателями еще в 30-х годах. Поскольку же за минувшее время дело так и не сдвинулось с места и конструкция, признанная удачной, так и не была внедрена, статью о разработке, обросшей уже «длинной бородой», мы Публикуем под рубрикой «Смелые проекты».

Коромысло над полем повисло

Всеволод МАШИНИН,

кандидат технических наук

В

прошлом году моему отцу, Александру Машинину, исполнилось бы 100 лет. Я перебираю пожелтевшие листки документов, фотографии, схемы, рисунки, письма, газетные заметки...

На фотографиях — аэростаты, к которым прикреплена сложная система канатов и труб. Газетные вырезки пестрят заголовками: «Дождь не из тучи», «Самара изобрела дождь» и т. д. В этих документах, можно сказать, вся жизнь моего отца — инженера, изобретателя, посвятившего многие годы использованию «столь легковесных небесных созданий», как аэростаты, в такой приземленной области, как земледелие.

История эта началась в 30-х годах, наполненных искренними надеждами и человеческими трагедиями. Непросто тогда было и моему отцу — крестьянскому сыну, еще до революции выбившемуся в люди. Он поступил в Петербургский политехнический институт и должен был стать инженером-гидротехником. Но в 1914 году его призвали в армию, и он дослужился до чина поручика и дивизионного инженера, что и портило ему анкету, хотя и воевал он потом в Красной Армии.

Тем не менее отец никогда не терял самообладания и веры в себя, возможно и потому, что был он изобретателем со своей заветной идеей. Напомним, 30-е — это время расцвета аэронавтики, время высотных полетов аэростатов и строительства цеппелинов. И тут

отцу пришла легко напрашивающаяся мысль — применить воздушную подвеску трубопроводов над полем. Вскоре родился и проект агрегата, который назвали воздушно-мостовым дождевателем.

Засухи издревле были страшным бедствием России. Не обходят они и нас. Поэтому вопросы орошения и дождевания актуальны. Отец полагал, что разбазаривание воды по сети мелких каналов — путь для современного земледелия вряд ли приемлемый. Это чревато засолением почв, потерями пахотной земли, ее просадками и многими другими неприятностями, что, к сожалению, сегодня вполне подтверждается. Значит, остается механическая доставка влаги. Но как?

Конечно, с помощью аэростатов! Вот что писали в то время об этой работе: «Инж. Затольским и Машининым предложен гибкий трубопровод длиной 200—300 м, подвешенный к двум аэростатам. Вся система движется 4-мя тракторами, к которым прикреплены аэростаты. Забор воды из канала и полив производится в движении. Бывшим Самарским научно-иссле-довательским институтом гидротехники и мелиорации был построен опытный агрегат с длиной трубопровода 50 м, на двух аэростатах, передвигаемых 3-мя тракторами. Два года (1934 и 1935) производились опыты. Эти опыты показали, что указанное дождевание дает большую равномерность полива».

То есть идею свою отец все же воплотил в жизнь! Поле поливали аэростаты. Вернее, они поддерживали трубопровод, служили как бы коромыслом для ведер с водой.

«Воздушное коромысло» тогда тащнли 3 трактора, такая система

Александр Машинин.

казалась более надежной, но расчеты показали, что достаточно двух машин, идущих по кромкам поля.

Узнав о таком способе полива, Н. И. Вавилов на заседании президиума Академии сельхознаук (9 декабря 1933 года) сказал: «Предполагалось, что дождеванию вообще могут быть подвергнуты 500 тыс.— 1 млн. га, но те возможности, которые открываются сейчас, даже нам кажутся невероятными. Речь пойдет о миллионах и десятках миллионов га».

Все эти события могли привести к тому, что снабжение полей водой в нашем крупном земледелии приобрело бы другие, чем ныне, черты. Возможно, это сэкономило бы много труда и воды. Ведь испарение с 1 м2 водной поверхности может достигать 1000 л в год, а поверхность разветвленной мелкой ирригационной сети очень велика. Для ее создания требуются труд, энергия, полезная площадь. Кроме того, по некоторым данным, дождевание при прочих равных условиях дает экономию воды на 10—40% и улучшение качества сельхозпродуктов (увеличение в овощах количества сахара, белка, азота, увеличение плодовых почек на деревьях, количества сахара в плодах и уменьшение их кислотности).

В опытах с аэростатами было немало трудностей. Вот что считали слабыми местами метода: сложность аэрохозяйства, необходимость иметь стартовую команду в 25—30 человек, большое число обслуживающих тракторов и сильное действие ветра на агрегат. К тому же случались и аварии... Словом, нужны были тщательные расчеты, детальная проработка конструкций, а значит, немалые вложения труда и ресурсов.

24