Техника - молодёжи 1989-06, страница 42

Техника - молодёжи 1989-06, страница 42

ражением мускусной утки показана на рисунке 9. На третьей паре подвесок изображены олени, ныне редкие в этой местности Охота на оленей была важным церемониальным действом знати мочика. Интересно, что эти олени часто изображаются вместе с наркотическим растением и участвуют в ритуалах исцеления. И наверное, не зря изображение этого священного животного украшало правителя.

Предметы, принадлежавшие погребенному, казались неисчислимыми. Два головных убора в виде золотых полумесяцев и две конические шапки из трост ника с филигранными украшениями из позолоченной меди и перьев, воротники, опахала и ожерелья пять нагрудных украшений, расшитых белыми и красными бусами из ракушек, браслеты из сотен мелких золотых и бирюзовых бусин, причем каждая золотая бусинд бы ла полой, спаянной из двух полусфер листового золота.

Из нескольких ожерелий особенно интересны два одинаковых — из золотых и серебряных «земляных орехов», раза в три больше натуральных, из которых пять золотых были расположены спра ва, а пять серебряных — слева. В явном соответствии с выраженной здесь идеей о строгой и незыблемой упорядоченности и ориентированности мира около правой руки правителя лежал золотой брусок, около левой — медный. В левую руку был вложен медный нож. О том же говорит и тщательная ориентация гробницы и тел погребенных по сторонам света. Священный смысл, придаваемый строгой ориентации в прост ранстве, характерен для всех древних культур Нового Света. Север, Юг, Запад и Восток везде имели свой цвет, свой символ, своего бога... Священное значение похороненных внутри гробницы контрастирует с произвольно ле-

Рис. 6. Одна из страниц «■глиняной энциклопедии» мочика — расписной сосуд.

40

жащими телами жертвы и стража.

Может быть, самым важным из найденных предметов был совершенно необычный для европейских погребений — погремушка с золотой головкой в форме перевернутой пирамиды в правой руке погребенного (рис. 7). Ее длинная медная ручка была украшена миниатюрными боевыми палицами и щитами и переходила в лезвие. Тему войны развивали сцены, изображенные на всех ее гранях: воин в сложном одеянии, держа за волосы скорченного пленника, наносит ему удар палицей. О важнейшем ритуальном значении этого предмета будет рассказано дальше-

Явно церемониальными были медные сандалии правителя Сипана. На них не было следов носки — впрочем, ходить-то в них было совершенно невозможно. Очевидно, назначение такой обуви состояло лишь в том, чтобы подчеркнуть священную неподвижность правителя.

Под телом на деревянной решетке лежало массивное золотое украшение головного убора в форме полумесяца (край его виден на фото под останками, в середине, сверху). Под решеткой находился еще более массивный (свыше 800 г) золотой предмет, который можно образно назвать «крыло». Эта металлическая пластина, которая подвешивалась на спину воина для защиты, обычно была медной. Золотое крыло носили скорее всего лишь как символ власти (см. рис 8).

Но верна ли догадка археологов — действительно ли найдена гробница правителя Сипана? Может быть, это просто высокопоставленный военачальник, тем более что могила буквально набита военными регалиями? Чтобы разобраться в этом, надо представлять, какое значение имела война в жизни мочика.

Правда здесь ученым не могут помочь никакие письменные свидетельства. Если в Центральной Америке многие народы, начиная с ольмеков, имели письменность, то во втором центре древних цивилизаций Нового Света этим искусством так и не овладел никто, не исключая инков (их так называемое «узелковое письмо» было только способом фиксации количественных сведений, не больше).

Но устную историю инков запечатлели хотя бы испанцы, а предания мочика замолкли вместе с ними.

И все же^мочика оставили нам богатейшие свидетельства о своей жизни другим способом — в уникальных расписных и фигурных гончарных изделиях. Они запечатлели на сосудах всю свою жизнь не только с поистине эпической широтой, но и с какой-то неожиданной откровенностью. Может быть, ни один народ в мире не пошел по этому пути так далеко, как мочика. Удивительно и То, что до нас дошли многие десятки тысяч «страниц» этой «глиняной энциклопедии», учитывая настойчивые и методичные попытки инков уничтожить все свидетельства исторической само

бытности многочисленных народов их огромной империи.

Расписные сосуды мочика (один из них показан на рис. 6) запечатлели людей, животных и сверхъестественные существа, архитектуру, домашнюю утварь и одежду, музыкальные инструменты, оружие и орудия труда. Показаны все слои общества, все виды занятий. Изображены целые картины: придворные церемонии, религиозные ритуалы, охота, похороны, мифологические сюжеты, разнообразные сексуальные сцены, вплоть до извращений, нечто вроде спортивных состязаний и, конечно, война. Другой тип «говорящей керамики» — это искусные, выразительные фигурные сосуды.

За последние 20 лет в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе создан архив, содержащий более 125 тыс. фотографий предметов искусства мочика, находящихся в музеях и частных коллекциях всего мира. Здесь можно подобрать нужные ключи к разгадке личности погребенного в Сипане.

Немало предметов из могилы напоминали то. что уже было известно по расписным и скульптурным сосудам. Сосуды показывают и то, как было принято носить найденные вещи. Те же основ ные предметы имеет человек на ушной подвеске из гробницы, боевую палицу, украшение головного убора в форме полумесяца, носовое украшение и колокольчики на поясе — типичный костюм воинов. «Крыло» также носили только они.

В искусстве мочика есть сцены военных смотров, приготовлений к войне, в разных вариантах изображается бой: воины выпускают в противника камни из пращей и стрелы, а в ближнем бою используют палицы. Но художественные произведения говорят и о том, что основная, определяющая цель боевых действий была совсем иной, чем сейчас: захват в плен вражеских воинов для принесения в жертву.

Цель войны определялась религией, и всякая война считалась священной — другие были просто не нужны. Поэтому и обращение с пленными было особым. Прежде всего с них снимали одежду и вместе с отобранным оружием вешали на свои палицы. Пленников с веревками на шее торжественно приводили прямо на дворцовые церемонии, где и приносили в жертву. По известным нам свидетельствам более поздних народов, сами пленные в таких ситуациях гордились своей участью и требовали, чтобы жертвоприношение совершалось по всей форме А если учесть, что, судя по росписям мочика. знатных пленных могли доставлять во дворец даже на носилках, они тоже высоко ценили свое предсмертное и посмертное участие в дворцовых торжествах.

Эта церемония также часто изображалась в росписях. Вот на одной из них: сидящие со скрещенными ногами и связанными руками два пленных воина, стоящие рядом с ними люди перерезают им горло, а кровь их в высоких куб-