Техника - молодёжи 1990-10, страница 21

Техника - молодёжи 1990-10, страница 21

Что хорошо, что плохо

Нурбей ГУЛИА,

профессор, доктор технических наук

Земля Куш

выми тренажерами: стойки и стенды для укрепления брюшного пресса и спины, с отягощением и без него; канатно-блочные стенды для развития больших грудных мышц, широких мышц спины (так называемых боковиков), дельтовидных мышц, бицепсов и трицепсов; стенды, имитирующие греблю.

Слева по нашему маршруту — «ударные» стенды. Мешки, груши и доски с подушками, неподвижные, подвесные и подпружиненные, отдельно для ударов руками и ногами, некоторые из автомобильных покрышек. Впрочем, они использованы и в качестве блинов для штанг, сидений тренажеров, амортизаторов движущихся грузов, даже ограды.

Теперь на восток, вдоль Венецианской протоки, к левому берегу Днепра. Проходим стенды для укрепления мышц ног сидя. Их четыре — на различную силу и амплитуду.

Здесь же устройства, на которые всегда очередь,—«наутилус» для развития мышц груди, другие — для плеч (боковое поднятие рук) и для развития бицепсов. Стенды выполнены на основе лучших зарубежных образцов, только с отечественной хитрецой — им не страшен ни дождь, ни снег, ни ветер с песком. Как-никак весь год под открытым небом. Подобное качество вызвало восхищение иностранцев, побывавших недавно на земле Кука. «Стенды такие и у нас есть,— говорили они,— даже покрасивее, но испортятся, стоит им помокнуть под осенним дождем»

И наконец — новейший, еще строящийся район земли Кука. На нем целый комплекс коромысель-ных тренажеров для подтягивания и отталкивания грузов руками, а также канатно-блочные стенды — легче назвать мышцу, которую они не развивают. Рядом — огромный поворотный стенд для «испытаний» тела на кручение, и как часовые по обе стороны от него — никелированные тренажеры для кистей рук с грузами и канатами.

...Приехав летом прошлого года в Киев, я, как обычно, пришел на землю Кука и застал застроенным еще один «микрорайон». «Вот здорово работают в Киеве городские

Огромное, постоянно работающее хозяйство требует обслуживания — рвутся канаты, изнашиваются втулки, лопаются под мускулами силачей сварные швы. Не обходится без вандализма и краж. «Представляете, — удивляется Юрий, — пятипудовую штангу унесли за километр. Еле нашли и приволокли обратно».

Практически каждый день после работы, воскресные дни, отпуск он проводит в оазисе спорта. Приносит инструмент, подключает дрель, сварочный аппарат, трудится. «Бывало, попросишь кого-нибудь из тренирующихся помочь, а он лишь пренебрежительно отвернется. За шабашника меня принимают»,— с обидой говорит Юрий. Действительно, из тысячи посещающих землю Кука за день, может, десятки знают, кто создатель всего этого блага. Да и я — чего греха таить — лишь на шестой год узнал. Очень уж «скромны» местные работники средств массовой информации. Например в честь Дня физкультурника 12 августа 1989 года по Киевскому телевидению прошла передача: показывали спортгородок, сотни тренирующихся в нем, но хоть бы слово сказали о его бескорыстном создателе! Этой небольшой статьей я пытаюсь заполнить столь досадный пробел. Вот, пожалуй, и все. Однако...

Английский капитан Кук, повторимся, был съеден аборигенами. Нашего же Кука могут «съесть» кооператоры. Недавно рядом со спортгородком расположились шашлычники. Дым от мангалов пополз на землю Кука. Ее население, не выдержав газовой атаки, прогнало пришельцев. Но победа оказалась неокончательной: кооператоры после новых переговоров с районным начальством получили «добро» открыть шашлычную на прежнем месте. Земля Кука загудела как потревоженный улей. «Письма будем писать!»— начали самые дисциплинированные. «А куда, в исполком, который заодно с шашлычниками?»— парировали скептики. «Да богатые они, этому сунут на лапу, тому дадут, и уберут нас»,— убеждали пессимисты. «Пусть попробуют, разнесем в щепы их сальник»,— уверяли прямодушные.

И подумалось мне: неужели жизнь строится на законах, по которым первооткрыватели, энтузиасты, бескорыстные люди обязательно должны быть съедены?

власти, нам бы в Москву таких руководителей, мигом оснастили бы наши парки!»— поделился я своими мыслями с «работавшим» на соседнем стенде мастером спорта по борьбе Игорем Барбарчуком. «Не будьте наивными — как же, власти пальцем о палец не ударили. Слава богу, хоть не порушили созданное или не передали кооперативам. Уже предлагали все обнести забором и брать рубль двадцать за час. Но Юра отказался категорически. Не позволю, говорит, брать плату».— «А кто такой Юра, хозяин, что ли?»— спросил я, памятуя о нынешнем плюрализме собственности. Игорь посмотрел на меня как на свалившегося с Луны. «Юра — это Кук Юрий Васильевич, тот, который все это построил сам, своими руками. Сейчас я вам его покажу»,— и стал оглядываться по сторонам.

Я опешил. Построить городок из сотен тяжеленных и сложных механизмов самому невозможно! Хоть и привык, как член экспертной комиссии телепередачи «Это вы можете», к самым невиданным самоделкам, но в то, что мне сказали, верилось с трудом. Что за гигантом должен быть Юрий Кук, чтобы отгрохать все это!

Он оказался худеньким, похожим на стройного юношу, 43-летним, скромным и тихим человеком в очках, математиком, сотрудником Института кибернетики АН УССР. Когда задумал свою землю, на ней-были достопримечательностью разве что два камня, которые местные силачи поднимали на спор.

Первым делом Юрий установил шведскую стенку и спортивную перекладину — инвентарь выделила администрация пляжа. Нашлись и помощники. Материалы брали со свалок и за свои деньги доставляли на площадку. Там шел монтаж. Нужен был крепеж, изготовленные на станке детали — кто-то отдавал, делдл бесплатно, кто-то за наличные. Как же. помогли и товарищи из отдела спортивной работы Днепровского райисполкома: дали устное разрешение на самостоятельное строительство тренажеров, однако даже маленькую будочку для инструмента иметь не поззолили.

2*

19