Техника - молодёжи 1992-09, страница 10

Техника - молодёжи 1992-09, страница 10

Страницы истории

Самуил КРЫЛОВ,

гвардии майор в отставке

«ПТИЧКА» ДЛЯ КОМСОСТАВА

СИз записон ночного фотографа)

В июльский день 1936 года меня, курсанта школы младших авиационных специалистов в Люберецком авиагарнизоне, вызвали к командиру. Он почему-то поинтересовался моими познаниями в фотографии. Узнав, что я окончил курсы фотокорреспондентов при Московском Доме журналистов и публиковался в местной печати, и, главное, еще раз убедившись в моем пролетарском происхождении, командир, понизив голос, сообщил, что мне поручена ответственная съемка. После чего велел дождаться заместителя командующего Московским военным округом.

Через два часа я, начищенный и туго затянутый, стоял навытяжку перед широкоплечим комкором Б.С.Горбачевым.

— Получите в политотделе бригады аппаратуру, фотоматериалы и подробный соответствующий инструктаж, — приказал он.

Бригадный комиссар Котов бережно вручил мне «Фотокор» и 12 кассет с фотопластинками, объяснив, что завтра предстоит заснять высший комсостав РККА при осмотре подземных ангаров, выстроенных по приказу М.Н.Тухачевского. Вместе с командиром бригады полковником Монархо и начальником политотдела мы приехали в особую зону одного подмосковного аэродрома и остановились у небольшой возвышенности. Кто мог знать, что глубоко под нами залегает ангар, а в нем —готовые к вылету боевые самолеты. Что мы и заметили, так это маскировочные сети у рулежной дорожки, закрывавшие какой-то вход.

Вскоре к площадке подкатили с десяток новеньких ЗИСов, из них выбрались военные, все в высоких званиях, и группками сосредоточились неподалеку от нас. Поскольку синоптики обещали жару, они были в легкой полевой или повседневной форме. Помимо командующего Московским военным округом, я узнал его коллегу по Белорусскому округу командарма 1-го ранга И.П.Уборевича, строго поблескивавшего пенсне, «первого красного офицера» наркома обороны маршала К.Е. Ворошилова — тот стоял в кругу сравнительно молодых командиров с синими петлицами (сотрудников НКВД). Было заметно, что многие стараются держаться от них подальше...

Подойдя к ним, я направил объектив

на Ворошилова и быстро сделал первый снимок, получив в ответ недобрый, колючий взгляд наркома. Затем, уже без робости, приблизился к тем, кто окружал его первого заместителя — Тухачевского. На портретах я привык видеть его молодым и в маршальской форме, а здесь, наяву, он выглядел уставшим и гораздо старше.

Беседуя с командирами, Тухачевский не обращал на меня внимания до тех пор, пока я не нажал на спуск затвора. Запомнились большие, выпуклые глаза с «мешками», приятный, что называется бархатный тембр голоса, благородная и естественная манера держаться.

Сам удивляюсь, как это не сразу распознал легендарные усы инспектора кавалерии РККА маршала С.М.Буденного. Обычно я представлял его этаким богатырем-конником в блестящих сапогах со шпорами и шашкой на боку. А он был (кстати, единственный) в новой маршальской форме — хорошо подогнанном кителе, брюках навыпуск и «цивильных» ботинках, что ему явно не шло. На первый взгляд, Семен Михайлович напоминал элегантного западного военного атташе и, возможно, именно таковым и хотел казаться. Фотографируя его, я заметил, что он не проявляет никакого интереса к окру

жающему, держится особняком, как тот киплинговский «кот, который гуляет сам по себе». Видно, подумалось мне, у него хватает своих забот — кавалерийских... Не сразу удалось заснять другого заместителя наркома, армейского комиссара 1-го ранга Я.Б.Гамарника. Невысокий, широкоплечий, с крупной головой, подпираемой густой прямоугольной бородой, он беспрестанно переходил от группы к группе, активно включался в разговоры.

Тем временем «разминка» после езды на машинах закончилась, комсостав приумолк, и всех пригласили в

Нарком обороны маршал Ворошилов вместе с сотрудниками ОГПУ на поле секретного аэродрома.

«Врага народа» Тухачевского я, во избежание ареста, отрезал, оставив только «легендарного» Буденного.

подземный ангар. Курсанты нашей школы откинули маскировочные сети, и мы увидели командующего ВВС РККА Я.И.Алксниса — высокого, стройного, облаченного в белую гимнастерку, с синей пилоткой на голове (кстати, только что введенной для авиаторов). Он поделился соображениями о будущей войне, о необходимости таких ангаров, подробно рассказал об их устройстве, о том, как размещены самолеты и как решена проблема их взлета по тревоге.

Потом все спустились вниз, и я принялся разглядывать необычное инженерное сооружение, словно предназначенное для съемок научно-фантастического фильма. Стены и купол были выложены скорее всего из железобетонных блоков, на цементированном полу протянулись два кольца рельсов, на которых стояли тележки с треугольными площадками, а на них — истребители И-16. Летчики сидели в кабинах, осторожно посматривая на нас.

После того как военачальники вышли наружу, взревел авиамотор, из ангара выкатился самолет, развернулся

8