Техника - молодёжи 1992-09, страница 12

Техника - молодёжи 1992-09, страница 12

В 1964 году мне довелось гостить у генерал-майора авиации А.А.Туржан-ского. Зашел разговор о репрессированных военачальниках, в том числе о маршале Тухачевском, которого Александр Александрович хорошо знал по совместной службе. Тогда-то и услышал многозначительную фразу:

— Остался бы Тухачевский в живых, мы закончили бы войну с Гитлером пораньше...

Признаться, я воспринял это со скепсисом. Разве можно гадать: что было бы, если бы да кабы... Но, оказывается, генерал имел в виду вот что:

— Тухачевский, как начальник вооружений РККА, курировал научно-технические разработки, испытания новых образцов военной техники. Немало внимания уделял конструкторам и изобретателям. Знаете ли вы, на-

Лев ВЯТКИН,

военный летчик

Устройство подземного ангара для истребителей И-16 конструкции Н.Поликарпова Рис. Л.ВЯТКИНА

Тележки с платформой

Подземный ангар для истребителей

По приказу Тухачевского...

пример, что он помогал Петропавловскому создавать реактивные снаряды, Гроховскому — реализовывать свои смелые задумки, Курчевскому — улучшать динамореактивную пушку, Ощепкову — совершенствовать радиоулавливатель самолетов?

Туржанский прошелся по гостиной, потом встал напротив меня и произнес назидательным баском:

— Удивительно, как это Тухачевский везде поспевал. Представляете, если бы мы успели провести техническое перевооружение Красной Армии, насколько возросла бы ее мощь?

Генерал привел эпизод и из собственной жизни:

— Кстати, поддержал и меня в деле создания совершенно нового рода авиации, штурмовой, предназначав

шейся для взаимодействия с пехотой непосредственно на поле боя. Несмотря на противодействие Ворошилова, который в авиации разбирался неважно и потому ее недолюбливал, я с согласия Тухачевского стал набирать летчиков, умевших летать очень низко, на бреющем, что формально было запрещено. Действительно, такой полет очень труден и опасен — ведь чтобы избежать столкновения с внезапно появляющимися препятствиями, реакция летчика должна быть мгновенной.

Я быстро скомпоновал команду отменных «воздушных хулиганов», составил программу и «Курс летной подготовки по малой высоте», отработал в воздухе специальные упражнения и показал их на маневрах Киевского

военного округа. Тогда 19 штурмовиков Р-1 неожиданно, на бреющем, атаковали 44-ю Бессарабскую дивизию конного корпуса Криворучко, совершавшую марш по шоссе Киев — Житомир. Открыв огонь из пулеметов (разумеется, холостыми), летчики насмерть перепугали боевых коней, те опрокинули в кюветы пушки, повозки и походные кухни. На втором заходе штурмовики «отбомбились» да еще облили конников какой-то вонючей жидкостью и скрылись. Криворучко потом три дня собирал своих кавалеристов по лесам и болотам.

Тухачевский был доволен результатами маневров и доверительно сказал мне, что работает над планами новых учений, с использованием воздушных десантов. Замечу, что и подземный аэродром в Люберцах соорудили по его приказу...

Остается добавить, что это строительство выпало за рамки исследований военных историков, не вспоминали о нем и мемуаристы. Поэтому по сей день неизвестны авторы проекта подземных ангаров и строители.

Затрудняюсь сказать, знают ли старожилы Люберец, где находились подземные капониры, кстати, весьма солидные, ибо вмещали по нескольку истребителей, а то и тяжелые бомбовозы. Было бы неплохо, если бы поисковики, занимающиеся обследованием мест сражений Великой Отечественной, в том числе укрепленных районов, попытались найти в Москве довоенные секретные объекты.

А теперь — насколько была верна поддержанная Тухачевским идея укрыть авиацию под землей? Как известно, к началу боевых операций в зоне Персидского залива ВВС Ирака насчитывали 750 боевых самолетов. Известно и то, что каждые сутки авиация коалиции, возглавляемой США, делала до 2,5 тыс. боевых вылетов. Однако через неделю американские разведчики установили, что иракская авиация почти не пострадала. И только потому, что была заблаговременно и надежно укрыта в подземных бункерах, построенных бельгийской компанией «СББМ энд сикс контракт».

От редакции. «Птичка для комсостава» С. Крылова - одна из первых глав рукописи «Записки ночного фотографа». Для скорейшего издания своей книги автор просит читателей «ТМ» прислать отзыв по адресу: 129224, Москва, п/я М 35.

10