Техника - молодёжи 1993-05, страница 52

Техника - молодёжи 1993-05, страница 52

требляют или особого рода лотки (катки), или употребляют палки с утолщением, или загнутые на том конце, которым бьют по шару, чтобы таким образом конец этот был крепок и ловок для битья. Длина палок, употребляемых для игр этого рода, 1 —

1 /2 аршина, смотря по возрасту играющих. С помощью этих палок шары обыкновенно загоняются в ямки.(...)

Котел, Масло, Дук. Играющие предварительно вооружаются палками (...) и деревянным шаром(...). Затем они вырывают круглую ямку диаметром в

2 — 3 четверти, а глубиной 1 — 1 /2 четверти. Ямка эта, смотря по местам, называется котел, дук и т.д. Вокруг ямки обводят круг до 1 1/2 — 2 сажен в поперечнике, а по окружности круга роют или выдалбливают палками еще несколько маленьких ямок, называемых «масла», «лунки», «дучки», «мазлы», величиной 1 V2 — 2 кубических вершка, по числу играющих, кроме одного, который водит. При рытье ямок заботятся еще о том, чтобы всякий из играющих мог свободно достать своей палкой от своей ямки до средней большой. Вырыв и разместив ямки, игроки затем или метают палки, или меряются на палке для определения жребия, кому идти в поле, за круг водить. При этом чья палка окажется ближе всех при метании или чья рука ниже всех на палке, тому и водить. По определении жребия, игроки размещаются по кругу, каждый держа свою палку воткнутою в ямку, что означает караулить, или беречь свою ямку, а вожак становится возле большой, средней ямки, отбрасывает оттуда приготовленный для игры шар рукой или палкой — приблизительно сажен на 5 от круга — и уже обратно с поля или гонит шар в большую ямку палкой, или же, отойдя от котла на условное расстояние, бросает оттуда шар, стараясь сразу и прямо попасть им в котел. Стоящие у лунок стараются в этом случае отбивать шар палками и не дают ему попадать или скатываться в котел. В случае, когда шар брошен или введен палкой в котел удачно, во многих местностях играющие стараются быстро переменяться лунками, причем и кидавший

или гнавший шар старается также захватить себе одну из лунок, не успевший же при этом переменить лунку начинает водить. Но иногда водить достается опять-таки старому водиль-щику, если он не успеет захватить для себя лунки. Большею частью, однако, вожак начинает гнать шар палкой, и по мере приближения его к кругу ближайшие игроки ударами своих палок снова стараются отогнать его в поле, всячески мешая тем самым закатыванию его в среднюю ямку. Отваживаясь на удар, игрок, однако, должен позаботиться о том, чтобы, когда он бьет по шару, водырь в это время не занял его ямки своей палкой, так как у водыря по мере приближения к кругу обыкновенно имеются две цели: или вогнать шар в среднюю ямку, или же, воспользовавшись неловкостью игрока, намеревающегося отогнать шар в поле, занять его ямку в тот момент, когда он, вынув свою палку из лунки для удара по шару, не успел при этом снова занять ее своей палкой. Когда сообразительный вожак гонит шар, то по мере приближения своего к кругу гонит его все с большею и большею предосторожностью, тихо катит его, защищая каждый раз своей палкой, ставя ее впереди шара, особенно когда замечает, что кто-нибудь хочет ударить по нему. Вместе с этим он следит за каждым движением отбивателей, и вот, между прочим, причина того, что когда водырь, особенно ловкий, проводит шар к кругу, то игроки нередко не отваживаются отбивать шара, а водырь преспокойно проводит его в среднюю ямку, несмотря на то, что ему стараются мешать в этом отношении 8 — 10, а иногда и более товарищей. Если вожаку удалось загнать шар в дук, то все играющие после того начинают снова занимать места, как сказано выше. Если же водырь, догнав шар до круга, успеет удачно занять лунку игрока в то время, когда последний отбивал шар в поле, тогда он остается на этой лунке, а прозевавший идет в поле.(...) При ловких вожаках игра кончается очень скоро; при неловких же и малосообразительных катание шара продолжается иногда более часа. Главнейшая цель игры, оче

видно, та, чтобы научить детей с возможною ловкостью и осторожностью оберегать свои места и в то же время не допускать в свою черту врага, рискуя, в противном случае, навлечь на себя его кару(...).

Зимние игры

(...)Колесо. На замерзшем пруду или речке расчищают место, пространством саженей восемь в поперечнике. В средине этого круга прорубают топором небольшое отверстие, в которое опускают слежку (слег£ — жердь — А.В.), или кол, толщиной 2 — 3 вершка и вышиною около аршина. Кол этот снизу обкладывают кусочками льда и снегом, чтобы дать ему устойчивое положение, и в таком виде оставляют на сутки или двое, чтобы он лучше вмерз. Когда кол прочно вмерзнет, тогда на него надевают обыкновенное старое тележное колесо, к ступице которого привязывают посредине жердь, аршин 12 — 15 и т.д., словом — чем длиннее, тем лучше(...). Привязанная таким образом жердь служит, так сказать, как бы продолжением спиц колеса в ту и другую сторону. К одному из концов этой жерди, если концы ровны,/а если неровны, то к наиболее длинному, привязывают санки, салазки или даже просто льдинку, в которые садится большею частью один, а иногда двое, или трое, смотря по тому, сколько усядется в импровизированный экипаж. За другой конец жерди, а если концы неровны, то непременно за короткий, берутся несколько человек и начинают двигать жердь в одну сторону. Колесо от этого вращается, а вместе с тем вращается и жердь, к концу которой прикреплены санки. Чем быстрее вертится колесо, тем, конечно, шибче бегут и санки. Это катанье при быстром беге санок и льдинок и при беспрестанном раскатывании их из стороны в сторону(...) нередко до такой степени закруживает сидящих, что у них, по народному выражению, замирает дух(...).

Подготовка текста Анатолия ВЕРШИНСКОГО

КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ФАНТАСТИКИ

Эдмонд ГАМИЛЬТОН

Перевод С.СУХИНОВА Рисунки Р.АВОТИНА

50

ЗВЕЗДНЫЙ ВОЛК

Продолжение. Начало в М 1 - 4 с.г.