Техника - молодёжи 1995-12, страница 15

Техника - молодёжи 1995-12, страница 15

скользящими (но и не липкими) рукоятями и с центром тяжести чуть впереди кисти.

Само наведение сводится к правильному совмещению мушки с прорезью прицела и подведению вершины мушки под цель (или в середину силуэта). Мушка должна четко проецироваться в прорези. В спортивных пистолетах стрелок может отрегулировать ее ширину или сменить целик. (Сменные целики есть во многих коммерческих образцах.) Заметим, что при стрельбе из пистолета острота зрения имеет куда меньшее значение, чем из винтовки. Причиной тому — короткие дистанции и значительное расстояние прицела от глаза. К тому же конструкция личного оружия позволяет при определенной тренировке вести огонь навскидку, когда рука играет большую роль, чем глаз. Поэтому нужно подбирать оружие «по себе» — то есть соответствующее по весу, размерам (включая ширину рукояти) и мощности. Наводку эффективнее производить не движением руки, а всем телом. Приняв изготовку, необходимо задержать дыхание, подвести прицел в точку прицеливания и нажать на спуск. Использование на пистолетах и револьверах оптического прицела — не более чем мода. Дорогой и громоздкий, он не нужен на оружии, не реализующем его возможности. Легкие коллиматорные прицелы куда полезнее.

Техника спуска — особый вопрос. Усилие, приложенное к спусковому крючку, должно быть параллельным оси канала ствола. Указательный палец накладывается на него ногтевой фалангой, тогда уменьшается «возмущающее» действие. При усилии 10 — 500 г — ее концом, при 1 — 3 кг — серединой. Спуск второй фалангой практикуется только с небольшими карманными образцами, у них «возмущающее» действие не

гивают клапан или ремешок, правой охватывают рукоять, единым движением выхватывают оружие и поднимают на линию прицеливания. Но в качестве «оперативной» удобнее кобура без клапана или ремешка, с фиксацией оружия пластинчатой пружиной, рассчитанная на его извлечение одной рукой. Если патрон не в патроннике, необходимо передернуть затвор, захватив его левой рукой и послав правую вперед. С револьвером несколько проще — он всегда готов к выстрелу (большинство современных — самовзводные). В 30-е годы у. нас

ности отвесно. Стрельба ведется со слегка согнутой руки. При стрельбе лежа ноги располагаются носками наружу.

Весьма распространена и стрельба с двух рук, так называемая «американская». Действительно, в США популярны тяжелые крупнокалиберные револьверы и пистолеты, хотя этот способ практикуется и в других странах, а для мощных «штурмовых» образцов он самый удобный. Суть его заключается в том, что левой рукой создается опора для правой, «стреляющей» — кисть левой охватывает спереди снизу кисть правой. Чтобы компен-

практиковали упражнение «суматоха»: стрелок с оружием в застегнутой кобуре располагался на удаленном рубеже и по команде бросался к огневому. В несколько измененном виде оно сохранилось в системе стрелковой подготовки МВД.

В реальных — не спортивных — условиях вести огонь приходится из различных положений. При стрельбе с колена следует опуститься на правое так, чтобы носок ноги находился напротив каблука левой, которую от колена до ступни надо держать по возмож-

сировать отдачу, стрелок слегка наклоняется вперед и сгибает ноги в коленях. Впрочем, стоек для стрельбы с обеих рук выработано немало — как и мнений об их пригодности.

Например, правую руку поддерживают за запястье или под локоть, кладут на предплечье согнутой в локте левой. Стрельбу с двух рук ведут также с колена или лежа. В первом случае левая рука упирается локтем в колено и ухватывает правую подобно тому, как цевье винтовки.

А вот стрельба с руки от пояса не эффективна — неудобно положение кисти. Лучше слегка опереть ее о бедро, отведя локоть назад. Стрельбу из-за спины, из-под колена и прочие акробатические приемы лучше оставить кинематографу.

Что касается тактики, то при огневом контакте лучшей защитой остается мобильность, тем более если вы опоздали с первым выстрелом. Допустим резкий широкий шаг вбок с приседанием на колено опорной ноги и выстрелом из этого положения, кувырок в сторону, опять же под углом к противнику, с переходом в положение лежа. Сделав 1 — 2 выстрела, нужно уйти в сторону перекатом. В помещении не следует показываться противнику на фоне окна или дверного проема. «Качание маятника», «стрельба по-македонски» (сразу с каждой руки в движении) и подобные им приемы отдают экзотикой. Правда, при передвижении по открытой местности неприцельный огонь на ходу в сторону неприятеля может заставить его на какое-то время прекратить пальбу. Отчасти перестрелка напоминает рукопашную: эффектному спаррингу с выкриками и кружением опытный боец предпочитает один верный удар.

13

играет роли — мала дальность стрельбы. Общим же правилом является плавное, без рывков, движение, чтобы момент спуска достигался как бы сам собой. Выработав «чувство оружия», стрелок выполняет все приемы почти автоматически. Недаром даже владельцы служебных образцов, в которых точно выдерживается единство характеристик, предпочитают стрелять из «своего», хорошо знакомого оружия.

На малых дальностях быстрота стрельбы имеет жизненно важное значение. Поэтому нужно подобрать кобуру, способ ее ношения и уметь мгновенно извлекать из нее оружие. Кобуры служебных образцов носят на поясе. Перед стрельбой левой рукой отсте-