Техника - молодёжи 2000-03, страница 43

Техника - молодёжи 2000-03, страница 43

.НАУКА???

требующие бензина и не отравляющие воздух продуктами его сгорания. Увы, мюоны оказались катализаторами одноразового действия, а установки для их получения (так называемые «мезонные фабрики») столь громоздки и потребляют так много энергии, что овчинка выделки не стоит.

Тем не менее, это означает, что принципиального запрета на возможность «холодного» ядерного синтеза не существует. А в науке действует правило: что не запрещено фундаментальными законами природы, то разрешено. Так может быть все же есть какой-то пока еще неизвестный способ преодоления сил электростатического отталкивания (см. «ТМ», № 1 за 2000 г.)?

Паштет из гусиной печенки

Главное, что отличает науку от не-науки в ее «лже-варианте», заключается в том, что наука категорически запрещает возможность некоторых явлений (например, получения энергии «из ничего»), а не-нау-ка разрешает любые, самые фантастические явления, любые чудеса. «Все возможно!» — провозглашает она. (Кстати, почти научное определение чуда прозвучало в одном из фильмов знаменитого телесериала «Секретные материалы»: «Чудо — это явление, не имеющее причины». Добавлю от себя — известной причины.)

Конечно, способность людей к безудержной фантазии — замечательная черта. Но одно дело — сочинить занятный научно-фантастический рассказ или роман, а другое — написать малый или большой труд, претендующий на абсолютную научную истину. В первом случае читатель просто получит удовольствие, а во втором может оказаться жертвой «информационного шума» и потерять ориентировку в существующей (пусть и не абсолютно истинной) системе научных ценностей.

Наука никогда не была собранием абсолютных истин, но диктует жесткие правила мышления, что не очень приятно для свободолюбивых умов. Однако жить в мире хаоса гораздо хуже, потому что в таком мире теряется ощущение реальности. Ведь утверждение, что «все возможно», равносильно утверждению, что «ничего нет»!

В связи с этим стоит обратить внимание на высказывания некоторых приверженцев «холодного» ядерного синтеза о том, что в организмах живых существ происходят взаимопревращения элементов, так называемая биологическая трансмутация. Суть идеи заключается в том, что путем комбинации атомных номеров и атомных масс различных элементов можно (конечно, только на бумаге) получить правдоподобные значения атомных номеров и атомных масс других элементов. Например, таким виртуальным способом из двух ядер углерода (или ядер водорода и натрия) можно скомбинировать ядро магния; из ядер магния и кислорода (или калия и водорода) — яд

ро кальция; из ядер кислорода и натрия — ядро калия; из ядер водорода и серы — ядро фосфора; из ядер водорода и железа — ядро марганца... И т.д., и т.п. Не правда ли, забавная арифметика?

К сожалению, такая арифметика совершенно не учитывает энергетики — ведь взаимодействие ядер, сопровождающееся образованием новых элементов (например, далеких трансуранов), удается осуществлять лишь с помощью гигантских ускорителей. А какие силы могут способствовать биологической трансмутации?

Самое забавное заключается, однако, в том, что эту историю почти полвека назад придумал известный писатель-фантаст Айзек Азимов. В одном из своих рассказов он описал гусыню, которая несла... золотые яйца!

Вкратце сюжет таков. Летом 1955 г. в Америке у некоего фермера появилась Гусыня, из яиц которой не удавалось вывести потомство, потому что в них под обычной скорлупой находится слой золота массой около 800 г. Многотрудные научные исследования организма уникальной птицы (появившейся на свет под действием повышенной радиации после испытаний американского атомного оружия в 1952—1953 гг.) показали, что в ее печени атомы железа-56 превращаются в атомы золота-197. Но, во-первых, в организме Гусыни содержалось лишь около 0,5 г железа, в то время как она производила ежедневно около 40 г золота; во-вторых, чтобы превратить грамм железа в грамм золота нужно столько же энергии, сколько ее выделяется при распаде грамма урана-235.

Оказалось, что под действием радиации ферменты гусиной печени приобрели удивительную способность превращать атомы кислорода-18 (изотопа, который есть в воздухе) в атомы железа-56. А в результате этой ядерной реакции выделяется именно столько энергии, сколько необходимо для того, чтобы превратить атомы железа-56 в атомы золота-197. В результате двух энергетически сопряженных ядерных реакций и происходило чудо биологической трансмутации. Более того, организм Гусыни обладал способностью превращать любые радиоактивные изотопы в стабильные и не реагировать на ионизирующее излучение, в результате чего правительство США объявило ее национальным достоянием. Ведь раскрытие механизма явления позволило бы создать метод обезвреживания радиоактивных отходов и универсальное средство от лучевой болезни. Но Гусыня, увы, не давала потомства, а дабы досконально изучить ее печень научными методами, уникальную птицу следовало зарезать, и тайна гусиной печенки так и не была раскрыта.

В заключение Азимов писал: «У читателей научной фантастики бывают идеи. Не надо их недооценивать». Идей у любителей научной фантастики действительно хоть отбавляй, и вот уже на протяжении полувека они на зверином серьезе (и куда менее научном уровне) фактически пережевывают сюжет шуточного рассказа, совершенно забыв об его авторе. А их академические оппоненты, также без улыбки на лице, мечут громы и молнии...

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 3 2000

«Вечно зеленые» проблемы

Строгие блюстители чистоты науки легко поддаются на элементарные провокации.

Так, генерал Лесли Гровс, один из организаторов Манхэттенского проекта (то есть проекта создания первой американской атомной бомбы), в книге «Теперь об этом можно рассказать» описал курьезный случай. Однажды в Лос-Ала-мосе на званом обеде группе выдающихся физиков того времени рассказали, будто в морозильной камере холодильника (надо же, в те годы в США уже существовали холодильники с морозильными камерами!) горячая вода замерзает быстрее, чем холодная. И физики совершенно серьезно восприняли сие вздорное сообщение (а ведь и ежу ясно, что «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда»), стали живо его обсуждать, а вернувшись домой, занялись явно лженаучными экспериментами. И до сих пор легенда об этом явлении то и дело всплывает в различных зарубежных и отечественных популярных журналах без ссылок на первоисточник...

Все знают, что когда вода вытекает из ванны или раковины, то у стока образуется воронка. Но в какую сторону закручивается вода — вправо или влево? Этой животрепещущей проблеме было посвящено немало вполне серьезных публикаций. Согласно одной из гипотез, вода в водостоке вращается в противоположных направлениях в Северном и Южном полушариях Земли из-за существования сил Кориолиса, благодаря которым один берег реки, текущей вдоль меридиана, высокий, а другой низкий. А в действительности все дело лишь в том, что идеальных водостоков не бывает, каждый из них обладает каким-то своим мало заметным дефектом, и силы Кориолиса тут вовсе ни при чем.

А вот совершенно удивительная история, за достоверность которой я ручаюсь головой. Известно, что если размешивать ложечкой чай в стакане, то чаинки разбегаются по краям — по-видимому, под действием центробежной силы. Но когда вращение воды прекращается, чаинки собираются кучкой в центре стакана. Это явление весьма заинтересовало Эйнштейна, и великий ученый объяснил его так: пока жидкость вращается, ее поверхность имеет форму вогнутого мениска, а когда он выравнивается, жидкость вдоль стенок стакана начинает опускаться, и увлекает за собой чаинки к центру дна стакана. Не правда ли, очень просто и убедительно?

Но тульский инженер и изобретатель Коровяков усомнился в этом объяснении и изготовил прозрачную «юлу» с водой и чаинками внутри, в которой мениск возникать не мог из-за крышки, плотно прилегающей к поверхности жидкости. Если эту «юлу» раскрутить, то чаинки, как и в стакане, разбегаются по краям, а после резкого торможения собираются к центру, хотя никаких течений в этой конструкции возникнуть не может.

Как-то в середине 1970-х гг. я продемонстрировал эту «юлу» знакомому академику, известному своей любознательностью. Его реакция меня

41