Техника - молодёжи 2000-03, страница 44

Техника - молодёжи 2000-03, страница 44

РАССЛЕДОВАНИЕ «ТМ»

потрясла. Раскручиваю «юлу» Коровяко-ва — чаинки разбегаются по краям; останавливаю «юлу» — чаинки собираются в центре.

— Видите, говорю, — мениска нет, а чаинки все равно собираются в центре, как в стакане. Почему?

— Ничего подобного, чаинки остаются по краям — ответствовал академик. Ведь мениска-то нет!

И сколько раз я не повторял этот элементарный эксперимент, совершенно наглядно доказывавший, что мнение Эйнштейна ложно, реакция «большого» академика была совершенно однозначной: раз мениска нет, то и чаинки ведут себя не так, как на самом деле. Вот уж воистину: не верь глазам своим!

Впрочем, ценители научной фантастики не любят заниматься подобными мелочами — им подавай что-либо покруче. Существует несколько «вечно зеленых» проблем, всегда живо интересовавших людей, склонных к познанию самых главных тайн природы. Эти тайны можно перечислить, по-видимому, по пальцам одной руки.

Почему столь непонятны законы теории относительности и квантовой механики? Как, почему и когда возникла Вселенная и жизнь на Земле? Существуют ли во Вселенной, помимо людей, иные разумные существа и посещают ли они нашу планету? Верно ли второе начало термодинамики, если в природе происходят не только процессы разрушения, но и процессы созидания? Что такое время и можно ли совершать путешествия в прошлое и будущее?

О пользе лженауки

Очень мало кто из серьезных ученых пытается отвечать на подобные вопросы, опасаясь подмочить свою репутацию. Ведь в научном сообществе, как и в сообществе политиков, а также актеров, художников, писателей, музыкантов и прочих деятелей культуры, царит жестокая, хотя и не афишируемая конкуренция Только идеалисты считают, что все они друзья и единомышленники. В действительности же шаг влево или шаг вправо приравнивается к побегу и карается моральным расстрелом на месте...

Дилетанты свободнее профессионалов — их не связывают никакие корпоративные отношения. А в науке, как и в искусстве, необходим плюрализм. Ведь наука — элемент общечеловеческой культуры, она не способна успешно развиваться в условиях запретов. Свободу же научных мнений как раз и обеспечивают дилетанты — любители фантастики, верящие в то, что «все возможно».

В связи с этим один строгий физик-теоретик как-то меланхолически заметил: лженаука полезна тем, что поддерживает в людях интерес к знанию и способствует притоку в настоящую науку молодых талантов. Но веря в то, что «все возможно», нужно все же сохранять здравый рассудок и не обижаться на критику. А критикам не следует забывать, что абсолютной истины не существует и что в глазах потомков они сами могут оказаться лжепророками. ■

Вряд ли найдется человек, который бы в детстве не летал во сне. При этом возникает особое ощущение, будто постигаешь какой-то удивительно простой секрет, позволяющий отрываться от Земли. И кажется, что достаточно этот секрет запомнить, как точно так же удастся летать и проснувшись, наяву.

В связи с этим не могу забыть одну поучительную историю. В детстве моему другу часто снился очень яркий сон: он взбирается на пригорок около родного дома, разбегается, а набрав скорость, отталкивается от какой-то особой (не любой, а именно какой-то чудесной, особой!) кочки и — летит, как птица. Этот сон был таким правдоподобным, что однажды мой друг решил проверить открытую им технику свободного полета. Разыскал ту самую «чудесную» кочку, взобрался на тот же самый пригорок, разбежался, прыгнул что было сил и — ШЛЕП!

Одним словом, ему было и больно, и обидно. И после этого эксперимента больше никогда не летал даже во сне...

Четвертый закон механики?

Я вспомнил об этом в связи с тем, что прочел недавно выпущенную в свет издательством «Звонница-МГ» толстую книгу в красивом твердом переплете «Как я нарушил третий закон Ньютона», автор которой, Роман Иванович Романов (известный конферансье и заслуженный артист России), описывает свои многолетние самоотверженные попытки создать «инерцоид» — устройство, движущееся в пространстве только за счет внутренних сил. Потратив трудно поддающиеся оценке время и средства, автор изготовил множество подобных устройств (присваивая каждой модели порядковый номер), испытал их в своей ванной комнате и на одно из них, по свидетельству очевидцев успешно двигавшееся по поверхности воды, даже получил патент России №2031685 («Машина Романова — механический атом») с приоритетом от 18 июля 1990 г. Правда, с осторожной оговоркой: «демонстрационная модель».

«Отменяя» третий закон Ньютона, Романов так формулирует свой четвертый закон механики: «Во вращательном движении действие и противодействие могут быть направлены в одну сторону, если эти силы взаимодействуют на разных осях вращения».

Читая эту маловразумительную формулировку, не подкрепленную никакими научными доказательствами и, ктомуже, несостоятельную с точки зрения элементарной логики (как может ПРОТИВО-дейст-вие быть направлено В ТУ ЖЕ СТОРОНУ, что и действие?), сначала хочется просто пожалеть и автора, отдавшего значительную часть своей творческой жизни химе

рической идее, и читателя, купившего и одолевшего его сочинение. Но книга Романова весьма поучительна: она позволяет понять истоки принципиальных заблуждений всех изобретателей «инерцоидов»

Вечный вальс Вселенной

Неподвижно только то, что твердо стоит на Земле: дом на улице, стол в доме, стакан на столе. А все, что может свободно двигаться, подчиняется третьему вакону механики Ньютона, согласно которому ПРОТИВО-действие всегда направлено в сторону, ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ действию. Отталкиваясь от Земли, движутся люди и животные, автомобили и поезда; отталкиваясь от воды, плывут рыбы; отталкиваясь от воздуха, летят самолеты, птицы и насекомые; отталкиваясь от продуктов сгорания топлива, взлетают ракеты.

Но от чего отталкиваются находящиеся в вечном движении галактики, звезды, планеты и их спутники, пылинки и молекулы, атомы и электроны? От пустоты? Это весьма озадачивает любознательных людей, и им приходит в голову совершенно естественная мысль: коль скоро в природе существует подобное «самодвижение», то почему его невозможно воспроизвести с помощью какого-либо искусственного устройства и не полететь наяву, как во сне?

«Машина Романова — механический атом 15»: 1 — основание; 2— стойка; 3 — пластина; 4 — маховик; 5 — изолирующая пластина; 6 — стержень с расставленными грузами; 7 — ось с малой шестерней; 8 — малый электродвигатель; 9 — плот; 10 — контакты; 11 — большой электродвигатель; 12 — центральная шестерня.

Увы, изобретатели «инерцоидов» заблуждаются в самом главном: они полагают, что под действием внутренних сил система способна перемещаться ПРЯМОЛИНЕЙНО, в то время как в природе прямолинейных «самодвижений» не существует: в ней все тела вращаются как бы в удивительном космическом вальсе.

Электроны в атомах движутся отнюдь не прямолинейно и даже не по круговым орбитам, а по весьма хитроумным траекториям (если в этом случае о траекториях вообще можно говорить). Луна обращается вокруг Земли; Земля обращается вокруг Солнца; Солнце обращается вокруг центра Галактики; Галактика обращается вокруг еще какого-то центра — и так, по-

ТЕХНИКА — МОЛО^]

| Е Ж И 3 2 0 0 0

I

42