Техника - молодёжи 2000-05, страница 47ФУТУРОЛОГИЯ В прошлом номере журнала мы опубликовали полемические заметки писателя-фантаста Бориса ИВАНОВА «Future imperfect» о кризисе современной научной фантастики. Не вступая в прямую полемику с ним, заметно иной точки зрения придерживается переводчик НФ Дмитрий СТАРКОВ. В его статье встретится оригинальное определение жанра научной фантастики. Для сравнения мы приводим традиционные толкования терминов «фантастика» и «научная фантастика». ФАНТАСТИКА (от греч. phantastike — искусство воображать), форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логиче ски несовместимая с ними («сверхъестественная», «чудесная») картина Вселенной. Распространена в фольклоре, искусстве, социальной утопии... НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА, вид художественной фантастики, отрасль художественной литературы, а также кино, театра, живописи, посвященная главным образом художественному прогнозированию будущего. Основной прием — мысленный эксперимент. Расцвет научной фантастики в 20 в. связан с возросшим влиянием науки и техники на развитие общества... Энциклопедический словарь ^пп у Щ ШМ Ж( Нам синие птицы и вечные сказки — желанные гости... Пускай — небылицы. В них — наши забытые слезы... Саша Черный 2000 год: срок исполнения обещаний? Свершилось. Наступил тот самый 2000-й, о котором так долго и увлекательно рассказывали нам писатели-фанта-сты. Рассказывали — разное: кто с упоением описывал, как хорошо будет в этом уже наступившем для нас будущем, кто мрачно пророчил конец если не всей Земли, то уж какой-либо одной отдельно взятой страны — обязательно... Многие многого ждали от достижения этой «вехи». И к чему мы пришли? Да ни к чему особенному. И ничего странного в этом нет. 2000 — цифра круглая, но кругла-то она только для нас с вами, считающих годы от Рождества Христова; равнодушному же Космосу календари не требуются. И тепловая смерть Вселенной если когда и наступит, то наверняка придется на какую-нибудь совсем не круглую дату. Что же — писатели-фантасты, выходит, обманывали нас, исправно получая гонорары? Ведь все наработанное НФ к последней трети века оказалось хотя и возможным, но невостребованным за ненадобностью... Ничуть. Предваряя нижеследующий вывод, приведу иллюстрацию из недавнего — отнюдь не фантастического — прошлого. Без сомнения, граждане России еще помнят телере^аму АО МММ с такими трогательными персонажами... Наверное, даже все еще существует созданная некогда клиентами Мавроди «Партия обманутых вкладчиков» (в точности наименования не уверен). Вспомните: ни один из тех рекламных роликов не рассказывал, как именно будут работать деньги «не халявщиков, но партнеров», откуда возьмутся предполагаемые дивиденды. Акции АО МММ играли роль чего-то наподобие волшебной палочки — вы ею только взмахните, и любое ваше желание исполнится! Такой же была и роль точных наук в научной фантастике (заметьте, ни в одном из научно-фантастических произведений читателю — так же, как в случае упомянутой рекламы, — не предлагалось сведений о том, откуда возьмутся средства, скажем, на освоение Антарктиды, со- FUTUREДмитрииСТАРКОВ, Санкт- Петерб v с г PERFECTоружение городов на околоземной орбите, поиски инопланетного разума; или о том, для чего роботы должны быть именно человекоподобными!). И тут уж совершенно безразлично: в принципе возможно сделанное допущение или же нет. И научная фантастика, якобы сулившая читателю светлое будущее, и АО МММ на самом-то деле торговали одним и тем же товаром — надеждой. А давно известно, что любой товар стоит столько, сколько за него согласен заплатить покупатель... И ведь если даже так, то к чести писате-лей-фантастов могу сказать: они были продавцами более совестливыми. Их товар верой и правдой служил как минимум трем поколениям читателей. И кое-кому продолжает служить до сих пор. Однако статья — не об этом. Пусть простит меня читатель за столь длинную лирическую преамбулу — без нее не было бы всего остального текста, как без классической научной фантастики, на которой выросло не одно поколение, не было бы того, о чем в этом дальнейшем тексте и пойдет речь. Полагаю, научная фантастика никогда не брала на себя прогностических функций. Она, скорее, служила полигоном для обкатки идей, для постановки самых смелых экспериментов едва ли не во всех областях жизни, фундаментом для построения множества вещей, которых хотя и нет в реальном мире, однако они вполне могли бы в нем быть, если... И вот тут самое время задать вопрос: а что такое, собственно, научная фантастика? Что же это за волшебная палочка, любезно предоставляющая писателям-фан-тастам это самое «если», это необходимое для любых мысленных экспериментов условие? Ответ: волшебная палочка НФ — это просто-напросто все, что наработало человечество за время своего существования Все наши научные и культурные свершения. Ни более, ни менее. Однако все это, вся наша культурная среда, существует не абы как, а по своим законам, нарушение которых в рассматриваемом нами случае приведет не к созданию добротного научно-фантастического произведения, но к напрасной трате сил. И совершенно правы те, кто указывает на наивность постановки любых мысленных экспериментов и обкатки идей «в вакууме», в отрыве от прочей культурной среды. Представляла бы такой же интерес для читателя «Война миров» Уэллса, вторгнись его марсиане не в хорошо известную и знакомую всем Англию, а в некую абстрактную страну, населенную абстрактными же людьми? И здесь мы вплотную подходим к неожиданному выводу: общепринятые представления о том, что такое научная фантастика, очень сильно заужены! Более того: то, что по общепринятым представлениям относится именно к научной фантастике, на деле имеет к ней лишь очень отдаленное отношение! Границы жанра — где они? Почему НФ связывают исключительно с точными науками? Полагая, что этот подход в корне неверен, я предложил бы расширить понятие «научной фантастики», до сих пор включавшее в себя только фантастику научно-технологическую. И вправду: разве не являются полноправными науками история, философия, психология, социология, демография и ряд других дисциплин? Тем более, что в этих областях знания можно ставить, на мой взгляд, не менее интересные и смелые мысленные эксперименты — а именно мысленный эксперимент является сутью научной фантастики. И ведь нельзя сказать, что в этом направлении ничего не делается. Давно и плодотворно экспериментирует с психологией и религиоведением Виктор Пелевин (исследование того, как влияет доминирование архетипов над реальностью на человеческое сознание, — что может быть актуальнее в наши дни?). Инопланетный мир с достоверной экономико-политической моделью, весьма напоминающей экономическое и политическое устройство современной России, создан Юлией Латыниной. Ни с чем иным, как с психологией, блестяще экспериментировал Альфред Бестер. О психологии и экономике, в конечном счете, все ТЕХНИКА-МОЛО ДЕЖИ 5 2 0 0 0
|