Техника - молодёжи 2002-08, страница 43

Техника - молодёжи 2002-08, страница 43

Пенный след от торпеды, выпущенной эсминцем «Славный», устремился в сторону огромного высокобортного корабля. Через несколько минут в его носовой части взметнулся столб воды, и до советских моряков донесся раскатистый грохот взрыва. Обреченный корабль сразу же «клюнул» носом и начал крениться на правый борт. Через 23 мин он скрылся под водой. Так погиб «Граф Цеппелин» — единственный авианосец Кригсмарине, на который фюрер возлагал особые надежды...

Это не сюжет кинобоевика и не фантастический рассказ. Гитлеровский авианосец действительно был потоплен нашим флотом. Правда, уже после войны — в августе 1947 г. Так и не вступив в строй, он достался Советскому Союзу в качестве трофея, был превращен в плавучую мишень и закончил свой путь на дне Балтийского моря.

К разработке проекта крупного авианосца немцы приступили в конце 1933 — начале 1934 гг., задумав корабль крейсерского назначения, в некоторых аспектах повторявший американский «Лексингтон». Так, он имел мощное артиллерийское вооружение — шестнадцать 150-мм пушек в спаренных (!) казематных установках и типично крейсерское бронирование (100-мм броневой пояс и 40-мм палуба с 60-мм скосами). В проектной скорости — 34 узла — он также не уступал крейсерам и даже эсминцам.

Корпус изготавливался с широким применением электросварки. Обводы в подводной части были несимметричными: чтобы компенсировать вес «острова», левую часть мидель-шпангоута пришлось сделать на 80 см шире правой. Непотопляемость обеспечивали 19 главных поперечных водонепроницаемых переборок, доходивших по высоте до нижней ангарной палубы. Противоторпедная защита была весьма слабой; она состояла из 20-мм внутренней продольной переборки и наружных булей. В процессе постройки ширину булей несколько увеличили, что привело к снижению проектной скорости на 0,2 узла.

Ангар был двухъярусным; в верхнем размещались 25 самолетов, в нижнем — 18. Полетная палуба размером 243 х 30 м изготавливалась из 20-мм стали и покрывалась деревянным настилом. Конструктивно она выполнялась как интегральная часть корпуса и участвовала в обеспечении продольной прочности корабля. Важным достоинством «Графа Цеппелина» было наличие трех самолетоподъемни-ков, причем их площадки также имели 20-мм толщину.

Весьма оригинально осуществлялся старт самолетов. В отличие от зарубежных флотов, применявших, в основном, свободный разбег, немцы предполагали запускать самолеты исключительно с помощью двух пневматических катапульт типа К-252. Причем самолеты уже в ангаре устанавливались на специальные тележки, на которых подавались к лифтам и затем ставились на катапульты. После взлета тележки спускались в ангар. Любопытно, что подобная система ранее испытывалась англичанами на

АВИАНОСЦЫ ФЮРЕРА И ДУЧЕ

«Фьюриесе», но в британском флоте распространения не получила из-за сложности.

Посадку самолетов обеспечивали 4 тросовых аэрофинишеров, Для полетов ночью или в условиях плохой видимости палуба оснащалась специальными электрическими светильниками.

Главная энергетическая установка «Цеппелина» — паротурбинная с повышенными параметрами пара (давление 75 атм., температура 450'С). Расчетная дальность плавания 19-узловым ходом — 8000 миль.

Зенитное вооружение авианосца состояло из 12 универсальных 105-мм пушек в спаренных стабилизированных установках, располагавшихся линейно-возвышенно по обеим сторонам «острова». Управление огнем производили с четырех стабилизированных постов «Вакель-копф» с 4-метровыми дальномерами. В окончательном варианте проекта «Граф Цеппелин» предполагалось оснастить тремя радиолокаторами типа FuMO-21 и FuMO-25.

Любопытно, что созданный без какого-либо прототипа, «с нуля», немецкий авианосец отличался рядом интересных особенностей и обладал внушительной боевой мощью. Однако ход войны в Европе шел таким образом, что потребность в подобных кораблях у германского флота пропала. В результате «Граф Цеппелин», названный в честь конструктора первых немецких дирижаблей, так и не вступил в строй, хотя его готовность к 1942 г. достигла 92%.

Италия, вторая европейская страна «оси» Рим — Берлин — Токио, всерьез заинтересовалась авианосцами только после чувствительного удара английской палубной авиации по военно-морской базе в Таранто (ноябрь 1940 г.). Убедившись в эффективности этого класса кораблей, как говорится, «на собственной шкуре», итальянцы в экстренном порядке разработали проект переоборудования в авианосец пассажирского лайнера «Рома», до войны работавшего на трансатлантической линии.

Перестройка старого парохода в авианосец, получивший имя «Аквила» («Орел»), представляла собой радикальный вариант модернизации. Корпус судна удлинили, оснастили булями и «клиперским» форштевнем. Для улучшения остойчивости и усиления противоторпедной защиты внутреннюю секцию булей, примыкающую к корпусу, залили бетоном — таким образом, корабль получил «броневой» пояс толщиной около 600 мм, Кроме того, внутри корпуса смонтировали дополнительные продольные переборки, а погреба боезапаса и цистерны авиабензина защитили 80-мм броней. Румпельное отделение прикрывали 30-мм стальные плиты.

Поскольку скорость «Ромы» в 20 узлов посчитали недостаточной, механизмы судна полностью заменили.

Новую энергетическую установку заимствовали у легких крейсеров типа «Аттилио Реголо». Дальность плавания 18-узловым ходом по проекту составляла 5500 миль.

Одноярусный ангар «Аквилы» размером 160 х 18 м мог вместить лишь 26 истребителей-бомбардировщиков Re-2001, поскольку у последних было обычное крыло. В случае принятия на вооружение разрабатывавшегося самолета Re-2001 G со складывающимся крылом число машин в ангаре можно было довести до 66.

Авиационно-техническое оборудование — по две пневматические катапульты и самолетоподъемника, четыре аэрофинишера — было германского производства (по некоторым данным, часть его немцы просто сняли с «Графа Цеппелина»). Старт самолетов — катапультный с использованием тележек немецкого образца. При всем неудобстве, такой способ взлета оставлял на верхней палубе довольно много свободного места, что позволило безо всякого ущерба разместить на ней дополнительно 10 самолетов. Еще 15 машин предполагалось подвесить под подволоком в ангаре — таким образом, численность авиагруппы даже без применения самолетов со складными крыльями достигала 51 единицы.

Артиллерийское вооружение состояло из не универсальных 135-мм пушек, снятых с недостроенных легких крейсеров, и многочисленных зенитных установок малого калибра. Управление огнем 135-мм артиллерии обеспечивали четыре командно-дальномерных поста, а обнаружение воздушных целей — итальянский радар ЕС-3 «Gufo».

Но вступить в строй «Аквиле», как и «Графу Цеппелину», было не суждено. К моменту капитуляции фашистской Италии авианосец находился в Генуе и был захвачен немцами. Хотя степень его готовности была довольно высокой, от достройки корабля новые хозяева отказались. А в апреле 1945 г. «Аквилу» подорвали воевавшие на стороне союзников итальянские морские диверсанты. После войны несостоявшийся авианосец подняли и сдали на слом. ■

Сергей БАЛАКИН

1. Авианосец «Граф Цеппелин» (Германия, проект). Водоизмещение стандартное 28 090 т, полное 33 500 т. Длина наиболь-шая 262,5 м, ширина 36,2 м, осадка8,5м. Мощность паротурбинной установки 200 ООО л.с., скорость 33,8 узла. Экипаж 1760 чел. Вооружение: шестнадцать 150-мм орудий, двенадцать 105-мм зениток, двадцать два 37-мм и двадцать восемь 20-мм автоматов, 43 самолета.

2. Авианосец «Аквила» (Италия, проект). Водоизмещение стандартное 23 350 т, полное 27 800 т. Длина наибольшая 232,5 м, ширина 30,1 м, осадка 7,3 м. Мощность паротурбинной установки 151 ООО л.с., скорость 29,5 узла. Экипаж 1420 чел. Вооружение: восемь 135-мм орудий, двенадцать 65-мм зениток, сто тридцать два 20-мм автомата, 51 самолет.