Техника - молодёжи 2003-02, страница 23

Техника - молодёжи 2003-02, страница 23

В столичном Политехническом музее проходит выставка, посвященная прошлогоднему юбилею Леонардо да Винчи (1452 — 1519). Гений мировой культуры представлен здесь как конструктор и изобретатель. Экспонаты Национального музея науки и технологии «Леонардо да Винчи», привезенные из Милана в Москву, воспроизводят инженерные разработки Леонардо в виде макетов. Среди них — «орнитоптер», механизм привода гребного колеса, знаменитый воздушный винт...

550 лет Леонардо да Винчи. 130 лет Политехническому — одному из старейших технических музеев мира. И он, переживая, как многие отечественные учреждения культуры, далеко не лучшие времена, нашел возможность сделать подарок своим посетителям.

КАКИМИ СЛОВАМИ ОБОЗНАЧИТЬ то

особое место, что занимает Леонардо да Винчи среди других гениальных творцов эпохи Возрождения? Не скажешь «самый великий» — щедро было время на великих; «самый многогранный» — верно, но недостаточно... Как сами деятели Ренессанса черпали из античности образы, идеи, саму атмосферу, заглянем туда за подсказкой и мы. Вспомним римского императора Августа: соратники называли его «первый среди равных». Быть может, благороднее, изящнее и точнее не найти определения и для Леонардо? «Первый» — потому что именно в этой личности увереннее и мощнее других «проросли» главные ренессансные идеи: о беспредельности совершенствования человеческих способностей, о единстве законов развития природы и человека. Он явился самым ярким порождением своей эпохи — по колоссальному напряжению духа и воли, по неодолимому, едва не фанатичному стремлению познать весь мир — и стал безусловным выразителем ее сущности. А кто, как не «равные» — Альберти, Бру-неллески, Лоренцо Валла, Мазаччо, Ми-келанджело, Рафаэль?..

«Странность» и «загадочность», сопряженные с внутренним одиночеством, — неотъемлемая черта художника того времени, а значит, нет ничего удивительного в том, что Леонардо — самая таинственная личность из всех, с бесконечным числом загадок во всем разнообразии творчества.

Универсализм Леонардо да Винчи не удивлял его современников так, как удивляет нас Чтобы на равных войти в гуманистическую элиту, художник просто обязан был стремиться к идеалу «универсального человека». В то время философия, искусство и наука воспринимались в единстве. Удивляла современников гениальность Леонардо в совершенно разных областях.

ЧТОБЫ ОЗНАМЕНОВАТЬ СОБОЮ

мир Высокого Возрождения, гению необходимо было взрасти на подготовленной почве.

ВЫСТАВКИ

УНИВЕРСАЛЬНЫМ

В 1400 г. флорентийский писатель Филиппо Виллани отстаивал взгляд на изящные искусства как равноправные искусствам «свободным», то есть философии и математике. Это важно учесть, поскольку, хотя Леонардо и родился полвека спустя, в 1452 г., но тогдашним европейцам, за редкими исключениями, все еще непривычно было воспринимать «изящное искусство» (а ныне мы назовем его просто «искусство») как самостоятельную ценность, независимую от возможности его практического применения. С появлением же гениев Ренессанса, в том числе самого Леонардо да Винчи, поверхностный и облегченный подход к искусству начал преодолеваться Однако нереально в одночасье справиться с ощущением того, что искусство, оказывается, — это, по большому счету, не декор, не фон и даже не утонченный способ развлечься или расслабиться Еще несколько веков пройдет, прежде чем Кант отыщет ему одновременно строгое и неуловимое определение, «вещь в себе». И поставит на этом точку. Поэтому, когда Леонардо «констатирует», что «живопись — это наука...», нужно понимать, что, кроме смысла, который он вкладывал в эти слова как теоретик, подаривший миру на все времена свой «Трактат о живописи», здесь может быть и кое-что от столь свойственной тому времени потребности «оправдаться» — за живопись, за «бесцельное» искусство вообще... Тождества между этими понятиями нет, и Леонардо да Винчи знал это лучше нас, когда создавал свои шедевры.

Леонардо, в первую очередь, — непостижимый художественный гений.

Татьяна БУРДАКОВА

Именно это начало и определяло все его поиски даже тогда, когда ученый стал теснить в нем живописца. Лишь в контексте всей его творческой деятельности ощутим истинный масштаб этой личности. Он был исследователь и изобретатель в самом широком смысле слова. Художник, архитектор, механик, математик, астроном, анатом, ботаник, геодезист, аэронавт.. Гений научной и технической идеи Гений идеи вообще

Потенциал Леонардо изначально отвечал высшим устремлениям Ренессанса. Полному его раскрытию способствовало накопленное предшественниками, которые, в свою очередь, отважились приподнять глыбу античного наследия

За полвека до Леонардо Брунеллески разработал принципы линейной перспективы. Без этого молодой художник вряд ли смог бы так свободно экспериментировать с воздушной перспективой. Не им был изобретен и эффект сфу-мато (дословно — «погруженный в туман», «затуманенный»), но в этой технике он достиг вершины мастерства. Пирамидальные композиции, развитые художником, стали своеобразным знаком мастеров Высокого Возрождения.

В 60 — 70-е гг. XV в. во Флоренции жили выдающиеся ученые. Среди них — Бенедетто дель Аббако, занимавшийся механикой и инженерным делом и Пао-ло дель Поццо Тосканелли, ученый-математик, врач и астроном. Убежденный в том, что Земля имеет форму шара, Тосканелли отправил письмо своему современнику Колумбу с рекомендациями, как найти кратчайший путь в Индию, и приложил к расчетам соответствующую карту... Именно эти люди оказали наибольшее влияние на формирующийся ум Леонардо, навсегда пробудив в нем интерес к разнообразным механизмам, изобретательству и исследованиям.

ЛЕОНАРДО НЕЛЬЗЯ БЫЛО НАЗВАТЬ

энциклопедически образованным человеком. Ему с трудом давалась латынь, а большинство интересовавших его книг в Западной Европе существовали именно на этом языке. Как знать, может, оттого в нем рано развилось известное недоверие к «словам и буквам». Нужно было и как-то защищаться от тех, кто упрекал его в том что он «не эрудит». К слову сказать, среди гениев «не эрудиты» не такая уж редкость.

Независимо от глубины и разносторонности образования, гениальная личность всегда выходит на собственный путь постижения мира. Наблюдательность Леонардо была сверхъестественной, так же, как способность точно воспроизвести увиденное в рисунке. Давно доказано, что в его графических изобра

ТЕХНИКД — МОЛОДЕЖИ 2 ' 2 0 0 3

21