Техника - молодёжи 2003-02, страница 24

Техника - молодёжи 2003-02, страница 24

жениях струящейся воды или бьющей крыльями птицы подмечены такие детали, которые стало возможным выявить лишь после изобретения замедленной съемки. Синтетическое восприятие действительности — в силу собственной природы и ренессанснои «установки» в целом, помноженное на мощный интеллект и интуицию художника, обусловили «чудо» новых открытий.

Леонардо сам искал общества ученых людей, смело шел к ним и прямо задавал вопросы, которые его интересовали. Он легко «переключался» с одного занятия на другое, это было даже необходимо: он не мог подолгу задерживаться на одном и том же. И далеко не всегда возвращался к начатому...

Но что бы ни изучал Леонардо, анатомию человека (он сам препарировал трупы в анатомическом театре) или оптическую теорию, его научный метод сочетал эксперимент и дедукцию. Все предметы и явления он старался искусно зарисовать. До сих пор многие анатомические рисунки Леонардо, например, изображение плода в чреве матери, используются в качестве иллюстраций в медицинских учебниках. Метод Леонардо, конечно, эмпиричен, случаен и не подкреплен теорией, однако именно он позволил ученому получить в некоторых областях достоверные научные результаты, не превзойденные до сих пор никем. К сожалению, многие открытия на столетия были погребены в его бумагах.

Он обогнал своих современников в изучении оптики — в его записях обнаружена и такая формулировка: «угол падения равен углу отражения...» Он сделал точнейшие выводы об окаменевших отложениях и формировании осадочных пород. Его карта Тосканы — подлинный графический шедевр — впервые исполнена как бы «с высоты птичьего полета». Он открыл способы определять возраст растений, изучая структуру стеблей, и устанавливать возраст деревьев по годовым кольцам. Он создал устройство, демонстрирующее невозможность вечного двигателя...

ЕМУ ТРЕБОВАЛОСЬ НЕМНОГО - от

чего-то оттолкнуться, от каких-то минимальных знаний и представлений, возможно, чьих-то запылившихся чертежей или идей — и неизменно являлся новый результат. Он смело заимствовал мысли у своих современников: подчас трудно определить, кому же на самом деле принадлежит авторство той или иной идеи, обнаруженной в его записях. Но французский мыслитель Мишель Монтень на этот счет хорошо сказал, что использовать чужие мысли глупо и недостойно лишь в том случае, когда ты не в состоянии сделать их своими. А Леонардо как раз способен был всё на свете сделать «своим», если только пропускал это через себя.

Так произошло и с попавшими однажды к нему в руки фрагментами технических трудов греческого ученого Герона, по прозвищу Механик. Жил он во времена Цезаря или Нерона (точно не установлено) и работал в Александрии в каче

стве инженера, математика и топографа. В своих сочинениях сознательно соединял науку с практикой. Приборы, необходимые для опытов, создавал сам. Он описывал их в учебных пособиях, сопровождая рисунками и примерами расчетов, тем самым заложив основы приборостроения. В числе прочего Герои описал винтовые прессы и дробильные устройства, привод с зубчатыми колесами, машины сжатого воздуха, подъемники... Конструкции, предложенные им, использовались, в основном, для изготовления механических игрушек или применялись в военном деле.

Леонардо да Винчи «подарил» многим разработкам Герона новую жизнь на уровне своих инженерных концепций. Он поставил не один опыт с передаточными механизмами и создал множество рисунков шкивов и блоков в различных комбинациях. На одном из них изображены три зубчатых колеса разных диаметров, соединенные между собой коническим приводом, благодаря чему достигается увеличение скорости вращения. Получилось нечто подобное разноскоростному приводу, который долгое время использовался в автомобилях. Эта рессорная колесница, или «самодвижущаяся повозка» приводится в движение двумя зубчатыми колесами, работающими попеременно: пока одно находится в работе, оператор с помощью рукояти заводит другое, и таким образом обеспечивается непрерывное движение. Повозка Леонардо признана прототипом современного автомобиля...

А излюбленная модель современных инженеров-аэронавтов — спиральный пропеллер — возник, скорее всего, на основе идеи, заимствованной из конструкции игрушек, имевших тогда широкое распространение. Маленькая юла, на ось которой надето некое подобие пропеллера, запускается в воздух, если сильно дернуть за веревочку, привязанную к оси крошечного «геликоптера». Сам Леонардо считал эту свою разработку второстепенной. Тем не менее многие ученые полагают, что именно он изобрел геликоптер (вертолет) и дал первый вариант современного пропеллера. Надо сказать, что над разрешением задачи искусственного полета Леонардо работал около четверти века.

НАБЛЮДАТЕЛЬ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬ,

Леонардо да Винчи, тем не менее, не систематизировал и не стремился формулировать всеобъемлющие принципы. Лишь несколько таких попыток было предпринято им — в области механики. Он вплотную подошел к формулировке первого закона Ньютона. В типичном для него «просторечном» изложении «закон инерции» звучал так: «Ничто не может двигаться само собой, движение вызвано воздействием чего-то другого. Этим другим является сила». Ему же принадлежит рассуждение о том, что «движущиеся тела продолжают двигаться до тех пор, пока в них продолжает действовать сила движителя (начального импульса)...». Совершенно очевидно,

что в определенных аспектах он предвосхитил Ньютоновы законы механики, а принцип инерции много лет так и назывался принципом Леонардо.

И пусть какие-то его разработки оказались бесполезными с самого начала, какие-то не могли быть исполнены по техническим причинам, зато некоторые действительно предварили позднейшие грандиозные изобретения.

Когда тридцатилетний Леонардо понял, что Флоренция никогда не признает его, он стал искать себе другое место для жизни и творчества. Вскоре он перебрался в Милан по приглашению Лодо-вико Сфорца. Обращаясь предварительно к Сфорца, Леонардо предлагал себя в качестве военного инженера. Несмотря на то, что он интересовал миланского герцога, прежде всего, как скульптор и сценограф — организатор дворцовых развлечений, Леонардо все же стал придворным архитектором и инженером, и именно в миланский период родилось множество интереснейших его разработок в этих областях. Здесь были созданы и такие шедевры живописи, как «Тайная вечеря», «Портрет музыканта», «Дама с горностаем»... Здесь к Леонардо впервые пришла слава.

Леонардо засыпал Сфорца своими предложениями по постройке нового города (спустя несколько столетий Государственный совет Лондона постановит следовать пропорциям Леонардо при разбивке новых улиц), по созданию принципиально новых фортификационных сооружений и оружия...

Идею колесницы, снабженной косами, изобретатель почерпнул из книг. Такие «серпоносные колесницы» использовались еще персидскими царями Ахеменидами, Дарием и Митрида-том, и позднее — в эллинистическую эпоху. Леонардо усовершенствовал устройство, создав механизм, вращающий лезвия горизонтально... Безусловно, морально-этический момент в подобных проектах не мог не волновать гения. По какой именно причине, никто точно не скажет, но Леонардо иногда отказывался разглашать свои идеи. Так случилось и с его изобретением, которое именуют маленькой подводной лодкой. Первоначально изобретатель рассчитывал, что она будет применена против турецкого флота, осаждавшего Венецию, где он сам тогда находился. Но итог был таков, что Леонардо удерживал свой план в секрете (как пояснял, «по причине злой человеческой природы»), — пока неожиданно для всех не покинул вместе с ним город. Однако в других случаях он охотно демонстрировал свои смертоносные изобретения. Как бы то ни было, Леонардо считал оружие необходимым, чтобы защитить прекрасное в жизни, перед чем сам он благоговел.

Идея бронированного фургона конической формы, или «танка», на несколько веков опередила свое время, несмотря на то, что ручное управление, которое в нем использовалось, не могло обеспечить должную скорость и реальную эффективность... То же можно ска

ТЕХНИКД — МОЛОДЕЖИ 2 ' 2 0 0 3

22