Техника - молодёжи 2003-02, страница 59н н ы Н Ф и и Юрии ЕРМАКОВ, заслуженный изобретатель РСФСР, доктор технических наук, профессор, почетный работник высшего образования РФ РОССИЯ НА РУБЕЖЕ БЕКОВ Не зная прошлого, нельзя понять настоящего и невозможно предвидеть будущего. В. Г. Белинский Вот и минул 2-й год 2-го тысячелетия с Рождества Христова. Глобальные события на исходе XX в. потрясли весь мир и нашу страну. Поэтому столь актуальной явилась 1 -я Всероссийская научно-теоретическая конференция «Россия на рубеже веков. История и современность», которая состоялась 26 — 27 сентября 2002 г. в Курском государственном техническом университете (КГТУ). Она была посвящена памяти крупного российского историка, профессора Л .С. Полнера (1926 — 2001), заведовавшего кафедрой истории в университете. За день до начала конференции Курск торжественно, с крестным ходом, отпраздновал 970-летие (подумать только, старше Москвы на 115 лет!), а 22 сентября 2002 г. отмечал свой 850-летний юбилеи один из старейших городов области Льгов. Ровесник Москвы «град Ольгов» упоминается в Ипать евской летописи под 1152 г., изначально являясь вотчиной внука Ярослава Мудрого Олега Святославовича. Впрочем, куряне уверяют, что их город еще старше: археологи находят на городских раскопках следы поселений, принадлежавших восточнославянскому племенному объединению полян (VI — IX). География участников конференции довольно широка. Помимо соседей из Орла, Воронежа, Белгорода, — городов, которые вместе с Курском отметят в этом году 60-летие разгрома немецко-фашистских войск на своей земле, присутствуют гости из Ельца, Вятки, Нижневартовска, Москвы и Амстердама Открывая конференцию, ректор КГТУ И.С. Захаров поздравил всех с началом актуального собрания и пожелал плодотворной работы в историческом анализе современных проблем. Интерес к истории государства резко возрастает в смутные времена. Сравнивая «дела давно минувших дней» с нынешними кризисными, ученые болезненно ищут ответы на классические вопросы: «Кто виноват?», «Что делать?» и в процессе познания объективно используют метод исторического анализа. В кратком выступлении профессор Амстердамского университета Тойн Кётсир выделил три главные функции историзма: знание своего происхождения опыт поколений и база будущего. Идея неразрывной связи времен пронизывала выступления на секциях. Генезис исторического сознания и этапы его развития рассмотрела Н.Л. Бровцева из Вятского государственного педагогического университета. «Появление у ли ности единого исторического времени, связы вающего воедино первоначальное восприятие «исто рического», непосредственное переживание и моделирование будущего человеческого существования, завершает процесс формирования исторического сознания». На конференции работали четыре секции: «Исторические аспекты развития Российского государства», «Проблемы становления и развития правового государства», «Актуальные проблемы региональной истории», «История науки и техники». Знаменательно, что ис ория нашей страны на удивление живо предстала через призму истории курян. На древней Курской земле Смотрю на картину И.Е. Репина « Крестный ход в Курской губернии» (1880 — 1883) и не могу сдержать слез. Куда течет людская река, куда идут прихожане в лаптях, зипунах, бородах, платках иные на костылях или с палками, за украшенной цветами и лентами, в золоченом окладе, с зажженными свечами, иконой? Святой образ на зеленом помосте несут две дюжины мужиков в черных армяках. Куда плетешься ты, лапотная Русь, размашисто крестясь, поздним утром? В обещающий быть жарким день? Вон и огрел уже плетью паломника жандарм в белом мундире, осадив вороного коня, а идущий рядом через два человека интеллигент в бабочке словно ничего не видит и не слышит... Хоругви на высоких шестах теряются в бурой пыли, поднявшейся до небес, а возвышающийся по левую сторону хода холм с пнями от свежеспиленных деревьев подчеркивает безысходность процессии. С уничтожающей откровенностью отразила гениальная кисть художника социальную несправедливость и темноту царской России, вопиющую нищету забитых масс. Образованные выходцы из народа, студенты, разночинцы пытались бороться с устоями самодержавия, прибегая при этом к самым жестоким средствам. Среди таких бунтарей — будущий изобретатель из тихого Курска А.Г. Уфимцев. С двумя своими товарищами, Кишкиным и Лагутиным он изготовил самодельную бомбу и совершил святотатство — заложил «адскую машину» в Знаменском монастыре под иконостас с той самой знаменитой иконой, ко орую несли верующие во время крестного хода восемь лет назад Взрыв прогремел в час ночи 8 марта 1898 г. Никто не пострадал, но иконостас и стены здания были разру шены. Несмотря на строжайшее расследование, участников подрыва не обнаружили. Лишь три года спустя жандармы случайно наткнулись на «концы» курского дела. При перевозке социал-демократической литературы из Петербурга в Воронеж был арестован Лагутин, к тому времени уже студент-путеец. В его бумагах нашли рецепт пороха и план Знаменского монастыря. Вслед за Лагутиным арестовали Уфимцева и Кишкина. Всех троих заключили в Петропавловскую крепость. В дальнейшем российские социал-демократы отказались от террористических актов и пошли другим путем... Глубокой древностью дышит Курская земля. Знавала она степняцкие набеги, княжеские междоусобные войны, неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 г. (в нем участвовали и куряне), татаро-монгольское иго, владычество литовского князя Ольгерда в XV в., смутные времена польского нашествия в первой половине XVII столетия... Наступала эпоха Петра. Его сподвижник, участник Крымской и Азовской компаний А.С. Шеин (1662 — 1700) стал воеводой Курска в 21 год, когда будущий царь-реформатор еще под стол пешком ходил. Алексеи Шеин был старше Петра ровно на 10 лет. Гетман Мазепа (1644 — 1709) тоже припадал к курской земле. Хитрый и ловкий правитель украинских земель по обе стороны Днепра, Иван Степанович Мазепа упросил царя пожаловать ему соседние с Украиной земли и основал там поместья, назвав их своими именами: Ивановка, Степановка да Мазеповка. Петр I, слишком доверявший коварному гетману, — даже Кочубея, генерального судью Левобережной Украины, казнил, не поверив его доносам на Мазепу, — узнал об измене того в канун Полтавской битвы 27 июня 1709 г. и отобрал земли предателя в казну. «И правильно сделал, — заметила историк на экскурсии, — а то быть бы Рыльску и Льгову (ровно посередине между ними находятся эти селения) сегодня украинскими». Названия Ивановка и Степановка и поныне на карте области, а Мазеповка исчезла. Ныне в этих местах прекрасная усадьба бывших князей Барятинских, с парком и громадным прудом, названная Марьино — по имени Мария, которое носили обе жены И.А. Барятинского, строившего дворец в 1811 — 1820 гг. руками крепостных. Наиболее ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 2 ' 2 0 0 3
|