Техника - молодёжи 2004-07, страница 24

Техника - молодёжи 2004-07, страница 24

я уже не один раз ему докладывал, что ни какой унификации не получается и подтверждал это соответствующими чертежами и табличками «сходства — различия». На этот раз, не зная, что еще можно показать, я обвел два одинаковых по названию отсека — приборный и спускаемый аппарат — оранжевым карандашом (больше для выразительности старого чертежа). Сергей Павлович сел, внимательно посмотрел на чертеж, на меня, одобрительно положил руку мне на колено и сказал: «ну, вот видишь, а говорил — не получается унификация», встал и вышел...

К сожалению, самый совершенный из этих трех кораблей — ЛОК — не дошел до летных испытаний в составе лунного комплекса ЛЗ, которые были остановлены распоряжением В.П. Глушко, сменившего в 1974 г. бессменного заместителя и преемника Королева — В.П. Мишина.

Л1 после 12 пусков, которые начались в 1967 г., так и не стал пилотируемым.

7К-ОК — «Союз» и его модификации работают четвертый десяток лет и вместе с ракетой «Союз», созданной в начале 60-х, сегодня являются единственным в мире надежным средством доставки экипажей на ОИСЗ.

Но этот фантастический по размаху и уникальный по техническому существу и новизне объем проведенных Королевым работ все же не раскрывает самых главных граней его творчества, без которых невозможно осознать его в целом.

Итак, ракета Р7 и ее модификации, начиная с 4 октября 1957 г., позволили осуществить серию триумфальных полетов космических кораблей и аппаратов.

Достигнутые успехи мало изменили количественное соотношение американских и советских стратегических ядерных сил — в начале 1960-х оно расценивалось как 20:1 не в нашу пользу. Но они продемонстрировали всему миру

наше техническое превосходство в космосе и поколебали уверенность во всемогуществе США. В дальнейшем нам предстояло совершенствовать свои боевые ракеты и наращивать их количество, а также наметить научные цели, закрепляющие наше превосходство в космосе, имея в виду, что фон Браун постарается вернуть себе и Америке утраченный ракетно-космический престиж.

Королев исключительно правильно наметил следующий стратегический шаг — начал работы над созданием грандиозной по тем временам ракеты Н1 («ТМ», №3, 2004 г.), стартовая масса которой (280 и 2800 т соответственно) и выводимый полезный груз были на порядок больше, чем у Р7. Эту самую яркую работу С.П. Королева твердо можно назвать вершиной его творчества.

Какова была цель этой работы? Первопроходцы ракетостроения, сплотившие вокруг себя многотысячные коллективы энтузиастов, давно мечтали о межпланетном полете. Свидетельство этому можно увидеть в небольшой заметке, написанной Тихонравовым по случаю дня космонавтики в стенгазету нашего 9-го отдела. Вот выдержки из нее.

«...в начале весны 1934 г. в воротах дома 19 по Садовой-Спасской улице в Москве задержались два инженера ГИРДа, который помещался во дворе этого дома.

— Хотел бы я знать, — сказал один, — кто будет проектировать и строить корабль для полета человека в Космос. — Конечно, это будет коллектив, обязательно коллектив! — ответил другой. — Знаю, и ты и я будем в этом коллективе. И если ни одна наша ракета еще не летала в космос, то это не значит, что мы не доживем до межпланетного полета человека. Обязательно доживем!»

23 июня 1960 г., вышло Постановление Правительства, предусматривав

шее проведение проработок и исследований с целью создания новой космической ракетной системы со стартовой массой 1000—2000 т, обеспечивающей выведение на орбиту вокруг Земли тяжелого межпланетного космического корабля массой 60—80 т — межпланетного корабля, о котором почти 25 лет назад мечтали 27-летний Королев и 34-летний Тихонравов.

Главным конструктором межпланетного пилотируемого ракетно-кос-мического комплекса для полета человека на Марс становится Сергей Королев.

В соответствии с этим Постановлением в ОКБ-1 начались практические работы. Именно для полета на Марс, а не для полета на Луну, как уже укоренилось в общественном сознании, создавалась ракета Н1. Это обстоятельство является решающим для правильного понимания всего, что произошло с ракетой, нашим участием в лунной гонке и нашей пилотируемой космонавтикой.

Главным элементом межпланетного комплекса была сверхтяжелая трехступенчатая ракета Н1. Ее стартовый вес на начальном этапе проектирования составлял 2200т, а вес полезного груза, выводимого на ОИСЗ высотой 300 км,—75т.

При разработке Н1 необходим был новый подход при решении ряда научно-производственных проблем: по статической и динамической прочности, вопросам аэро- и газодинамики, созданию большого количества новых типов сложнейшей арматуры, базы для наземной экспериментальной отработки, уникальных сооружений на технической и стартовой позициях, в том числе — филиала завода на космодроме для изготовления баков и сборки крупногабаритных отсеков. Работы по комплексу Н1 проводились под прямым руководством Королева, возглавлявшего Совет главных конструкторов, и его первого заместителя Мишина.

Следует отметить, что В.П. Глушко, двигатели которого применялись на предыдущих ракетах, отказался разрабатывать двигатели для Н1 на принятых Королевым компонентах топлива. Это обстоятельство, переросшее в неразрешимый конфликт между ними, отрицательно повлияло на ход работ по теме Н1, на судьбу огромного коллектива в ОКБ-1 и смежных организациях, на дальнейшее развитие нашей пилотируемой космонавтики.

Одновременно с работами по Н1 в отделе № 9, в секторе Глеба Юрьевича Максимова, под непосредственным руководством Тихонравова проходило проектирование тяжелого межпланетного корабля (ТМК) для полета к Марсу. Разрабатывались конструктивно-компо-новочные схемы корабля, способы создания искусственной тяжести (при ее необходимости), варианты замкнутого биолого-технического комплекса для воспроизводства на борту продуктов питания, воды и воздуха, методы концентрации потоков солнечной энергии и передачи ее внутрь корабля. Прорабатывалась конструкция солнечных концентра

С.П.Королев - главный конструктор межконтинентальных баллистических ракет 1954 -1966 гг.

Й

I -н;

h&u> ..т..

V,

Р-9

ГР-1

РТ-2

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 7 2 0 0 4

22