Юный техник 1956-04, страница 25

Юный техник 1956-04, страница 25

с деревьев, и начинается игра. Она длится почти час. Стаи рассеиваются, собираются вновь, перегруппировываются, улетают, прилетают.

Уже половина восьмого. Понемногу воиаряется спокойствие, и ученые приступают к опытам.

Несколько дней назад здесь, на эюм самом месте, они провели первую часть опыта. Через радиорепродуктор был воспроизведен записанный на магнитофонную ленту крик испуга и тревоги. Один-единственный крик, изолированный от других вороньих голосов и сигналов. Вороны тотча: же снялись с места и улетели. Два дня они не возвращались совсем, потом появились, но не в лаком большом количестве. Сегодня стая вновь многочисленна — значит, у птиц постепенно ослабло воспоминание о минувшей ночной тревоге и их снова потянуло к привычному месту ночлега.

На этот раз из репродуктора вырывается не одно тревожное «каррр», а иелая серия отчаянных кринов, записанных у пойманной вороны, которую держали за крылья.

Едва зазвучал репродуктор, как среди сонных ворон поднялся шум. Он все возрастает. Карканье' сливается с шумом тысяч крыльев, и над вершинами дубов темной тучей поднимаются все птицы. Через двадцать секунд шум улетающей стаи замер вдали. На эту ночь «спальня» опустела. Она оказалась пустой и на следующую ночь. Прошло девять дней, а вороны все еще не возвращались.

Значит, продолжительные тре-вожные крики действуют лучше, чем единичный крик.

Крик опасности — самый сильнодействующий из всех сиг-калов «вороньего языка», с ним

В ЗООПАРКЕ

^ зоопарке Толя видел двугорбых и одногорбых верблюдов. а также нерп. Он насчитал 16 животных, имею- I щих в общем 44 ноги и 17 горбов. Скажите быстро, сколько видел Толя одног эс-бых и дгугорСых верблюдов и сколько нерп.

легко было добиться успеха. Зоологи проверяют и другие сигналы.

Белый автобус выезжает на поля, где кормятся вороны, и репродуктор посылает сигналы вылетать, собираться в стаи задолго до вечерней поры. Вороны подчиняются сигналу и поднимаются в воздух.

Одна или две из поднявшихся стай обычно направляют свой полет в сторону автобуса, на призывы репродуктора. Но потом, словно почуяв обман, поворачивают и удаляются. Значит, карканье, обозначающее сигнал сбора, люди вполне могут использовать как вежливое приглашение: «А ну-ка, убирайтесь с этого поля!»

Вооруженные такими магнитофонными записями, крестьяне смогут защищать свои посевы от опустошительных набегов вороньих стай.

Бригада французских зоологов проделала подобные опыты и с насекомыми. Так, например, ей удалось приманивать кузнечиков к самому репродуктору, из которого звучит запись их весенней песенки.

— Что ты принес? — удивился Верхоглядкин.

— Как что? — невозмутимо •тветил Боба Белоручкин. — Материалы для получения атомной энергии. Это атомный котел, это тяжелая вода, еле приталил . Л это уран,—добыл в папиной энциклопедии.

V Пети Верхоглялкииа почему-то испортилось настроен»!»'.

— Знаешь что, — грустно сказал он, — давай лучше механизируем юмнату не на атомной, а па электрический энергии. (См. стр 29.)