Юный техник 1960-03, страница 55

Юный техник 1960-03, страница 55

ловки и, напевая, принялась медленно раскачивать, и Нина чуть успокоилась.

Затем братья грузнли длинные узкие латы, укладывали перевязанные по пять штук шесты, пристроили сверху свернутые берестяные нюки и поднючья, покрывавшие чум, и все это туго перетянули сыромятными ремнями, пропустив их через копылы нарт. Работы хватало всем, никто ие сидел без дела. Потом пастухи подогнали стадо, поймали ездовых оыков, впряглн в возы, и аргншн цугом потянулись по тундре.

Впереди ехал бригадир со своей семьей и имуществом, за ннм — ребята с матерью, дальше — третья пастушеская семья. Гриша, Сенька и Днма, гордые, что справились со всем без помощи отца и ин на минуту не задержали отъезд, ехали, то и дело оглядываясь назад: не случилось ли чего, не упало ли что с нарт.

Все было в порядке. Когда аргиш с крутого берега съехал в речушку, они подобрали ноги. Деревянные полозья с легким хрустом ползли по песчаному, покрытому желтыми волнами песка диу — это течение намыло их. Вдруг быкн остановились н потянулись к воде.

— Нельзя им, — сказал Гриша — Вода здесь нечистая, заболеть могут, отец всегда понт нх подальше от берега. — Он хрипло крикнул и дернул вожжу.

— Ничего с ннми ие сделается, — вмешался Сенька. — Пои.

— Смотри лучше назад! — крикнул Гриша и тронул передового хореем.

Быкн рванули, и аргнш двинулся быстрее.

Вдруг за спииой раздался крик. Гриша остановил быков. Нарты заднего аргнша опрокинулись, и кривая старушка Серафима, ахая и причитая, бегала с внучками и собирала рассыпавшееся добро. Мальчики бросились на помощь. Оии подбирали сковородки, кружки, иожн н ложкн, потом помогли поставить иарты на оба полоза, н аргиши тронулись дальше.

Через полчаса подала голос мать: олени запутались в упряжи. Гриша быстро связал порвавшиеся ремни, проделал ножом иовую прорезь в коже для костяной пуговицы и побежал к своим иартам.

Может, впервые за всю свою жизнь чувствовал он себя взрослым человеком, лихим пастухом, который нн в чем не отстает от настоящих оленеводов. Отец уехал, но ничего от этого не изменилось в чуме, и втайне Гриша даже хотел, чтоб случилось что-ннбудь такое, где б он мог блеснуть своим умением, помочь выручить из беды, н ои чутко прислушивался ко всем крикам и говору. Но нарты больше не опрокидывались, ие рвалась упряжь, н людн без всяких происшествий достигли места новой а?оянки Бригадир показал каждому, где ставить чум.

Ставить чум трудней, чем разбирать. Пока мать с Сенькой держали два основных закопченных шеста с петлей иа перекрещенных концах, Грнша, изнемогая от тяжести, подтаскивал и просовывал в петлю другие шесты. Когда, наконец, конус обрел равновесие, мать принесла печь, поставила ее в центре будущего чума так, чтоб труба находилась точно против макодана— отверстия между скрещенными вверху шестами.

Работали без устали, и ма\енький Дима, младший из братьев.

44