Юный техник 1964-07, страница 44Есть старая хорошая поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Можно с интересом прочитать хороший очерк о юных геологах, открыв-ших залежи железа. Но куда интереснее своими глазами увидеть на экране, как это все служилось! Полна мелких забот и радостей, упорного труда и счастья открытий жизнь школьного кружка радиолюбителей, авиамоделистов или физиков. И об этом можно рассказать в журнале или книге. Но хороший кинофильм ярче покажет вам во всех деталях всю полноту творческой жизни ребят. А чудесные химические превращения в громадных заводских аппаратах?! А разве не захватывающе интересно видеть, как на ваших глазах лопается почка на ветке и распускается первый зеленый лист?! Только через киноглаз вы и сможете широко познать всю сложность и красоту природных процессов! Полнее и ярче познать окружающий мир и самих себя позволяет сегодня кино. И уже тысячи ребят взяли в руки киноаппараты, чтобы с помощью кинолент изучать жизнь, развивать свои познания, радоваться красоте земли и человека. Для тех, кто еще не научился владеть киноаппаратом, но мечтает заняться самодеятельным кино, мы и начинаем с этого номера публиковать консультации. «Если описать условия, в которых задумывается и выполняется кинематографическое произведение, то можно сказать, что фильм строится, как дом», — пишет известный французский кинорежиссер Рене Клер. Фильм можно начинать снимать только тогда, когда отчетливо виден весь его план. Заранее составленный план — киносценарий — позволяет смонтировать отдельно снятые куски, фрагменты или планы в цельный фильм. СЦЕНАРИЙ. Здесь главное — четкое изложение идеи фильма. Вы должны ясно представить себе, о чем хотите рассказать и для чего. Основой для создания сценария может быть литературное проиаведение: рассказ, стихотворение, повесть. Важно, чтобы это было цельное и законченное произведение. Если вы хотите снять фильм по своему сценарию, то напишите его в виде рассказа, подобно тому, как вы пишете в школе сочинения на избранную тему. Это и будет литературным сценарием. Помните одно непременное условие: чтобы фильм получился живым, энергичным, пишите все в настоящем времени. Эта форма привносит в фильм конкретный зрительный материал и исключает лишнее. Если написано: «Девочка входит. Берет книгу и садится за стол», — то вы ощущаете непосредственно совершающееся на ваших глазах действие. РАСКАДРОВКА. Сценарий готов! Следующий этап — раскадровка, то есть подготовка сценария к кинематографической постановке. Вам предстоит расписать сценарий по отдельным кинематографическим «номерам» или «планам». Для первого раза раскадровку лучше сделать в виде развернутого плана или в виде последовательных зарисовок. Расписывая сценарий по планам, сразу сделайте для каждого из них технические указания: каким планом снимать — крупным, средним или общим; откуда снимать этот план, с какой точки съемки; какой свет вы хотите применить для съемки, продолжительность плана или длину пленки в метрах. 42
|