Юный техник 1968-12, страница 16— зто ветеран текстильной промышленности страны. Ей уже скоро 170 лет. Трудно и предположить, скольких людей она одела. И одела добротно — продукция Трехгорной мануфактуры удостаивалась наград и в Советском Союзе и за рубежом. Сейчас на фабрике работает более пяти тысяч человек. Опытные мастера передают свой опыт, наверно, уже четвертому поколению работниц. Но те не просто копируют приемы ветеранов — они учатся все делать по-новому, на современном уровне. Ведь только с помощью совершенной техники можно выпускать в год ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ МЕТРОВ красивой ткани! На фотографиях, которые помещены на этих страницах, показаны основные звенья технологической цепочки Трехгорной мануфактуры. Грязновато-желтые груды хлопка на цементном полу — отсюда этот невзрачный материал начнет свой путь, чтобы превратиться в пестрый ситчин, в гладкий сатин и белоснежное полотно. Он побывает на трех фабриках Трехгорной мануфаитуры: прядильной, ткацкой, отделочной. Сначала кипы хлопна попадают в машины — питатели. Их острые ножи, укрепленные на вращающемся барабане, измельчат длинные пряди (фото 1). Рыхлая хлопковая масса отправляется в трепальные машины. Это название говорит само за себя — на трепальных машинах хлопон каи следует побьют, чтобы он принял вид так называемого «холста» (фото 2). «Холст» попадает в сетчатый барабан, в котором сильный воздушный поток прижимает комочки к стенкам. На пути холста вновь барабан, который выглядит словно еж — он весь утыкан иголочками. Они отделяют короткое волоино (оно идет на вату), а основную массу вытягивают в нежную ватную ленту (фото 3). К прядильной машине (фото 4) хлопок подходит уже в виде толстой и грубой пряжи. Машина медленно разматывает ее и из-под валиков выпускает струйки ниток. Нитки наматываются на бешено вращающиеся патроны — их скорость равна 12 оборотам в секунду. Ткань создается на ткацних станках (фото 5). Мечутся челноки, протаскивают сквозь нитяную основу по' перечные нити. Все происходит так быстро, что кажется, будто ткань растет сама по себе. Сначала она неказистая — грубое желтоватое «суровье». Но, пройдя газоопалительиую машину, полотно становится совершенно белым и гладким. И наконец, последний этап — на-несенке рисунка. Ткань проходит через валы печатной машины (ф о -т о 6). Каждый вал наносит свою ираску. Красок столько — сколько валов. Иэ них и составляется тот узор, который делает ткань нарядной. 14
|